Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
15 июня, источник: "Российская газета"

В Воронеже завершился Платоновский международный фестиваль искусств

В этом году он прошел уже в шестой раз. В течение двух июньских недель жители города и его многочисленные гости смогли посмотреть концерты, спектакли и выставки артистов более чем из 20 стран и четырех континентов.

Придуманный режиссером Камерного театра Михаилом Бычковым и поддержанный на государственном уровне губернатором Алексеем Гордеевым, возглавившим его попечительский совет, Платоновский фестиваль стал едва ли не крупнейшим международным культурным форумом на всем постсоветском пространстве, исключая Москву и Петербург.

Каков же эффект этого мощнейшего союза художников и власти? Приехав в город на два дня, я увидела веселую и деловитую толпу горожан и фестивальных жителей, перебегающую с концерта на вернисаж или летящую на автобусах и такси в ближайшие загородные пространства с их уникальными ландшафтами и грандиозными концертными программами.

Создатели фестиваля смогли создать его особую «географию», в которой традиционные площадки и новые арт-объекты, связанные с жизнью Андрея Платонова, естественно и празднично встретились с пейзажами и образами его обжигающей прозы.

Ну вот хотя бы так: накануне фестиваля открылся новый арт-центр «Коммуна», расположенный в здании бывшей типографии газеты «Коммуна», для которой когда-то писал тексты молодой корреспондент Платонов. В нем разместилось сразу несколько фестивальных экспозиций и инсталляций, важнейшая из которых «Незавершенный Эйзенштейн» посвящена истории создания, рисункам и кадрам из неоконченного фильма «Восставшая Мексика». В ее рамках ежедневно показывались фильмы мастера и связанных с ним режиссеров. Наум Клейман и другие историки кино прочли серию незабываемых лекций, а этажом выше основательно расположились два выдающихся художественных проекта.

Один из них — «Практики взросления» известного сценографа и художника Александра Шишкина-Хокусая, огромная и волнующая инсталляция. Сотни и сотни вырезанных из фанеры силуэтов детей в самых разных одеждах или вовсе без них сидят точно в огромном классе, а перед ними — взрослые учителя, сами ищущие свое место в этом огромном мире. Неожиданно какие-то фигурки оказываются в скрытых коридорах и комнатах. Присев на минутку, они застывают перед реальной дверью или стеной с обшарпанной штукатуркой. Прошлое и будущее, масса и личность, познание и одурманивание — в таких платоновских образах размышляет зритель этой необычной выставки.

На Платоновском фестивале смогли создать особую «географию», где площадки и арт-объекты встретились с пейзажами и образами обжигающей прозы писателя.

Пляж мелового карьера Белый колодец, странно напоминающий воронежские пейзажи, в которых снимался фильм Александра Сокурова «Одинокий голос человека», стал площадкой для огромного концерта Музыки мира, где звучали голоса Гвинеи, Южной Кореи, Марокко и Литвы.

Целая серия незабываемых и уникальных концертов (например, впервые в России — Камерата Королевского оркестра Концертгебау из Нидерландов, прошла в великолепном парке перед Дворцом принцев Ольденбургских в Рамони, реконструированным совсем недавно.

Еще более невероятным казалось то, что театральная программа фестиваля открылась спектаклем едва ли не самого именитого мирового режиссера современности — Роберта Уилсона. Поставленные им в Национальном румынском театра Крайовы «Носороги» Эжена Ионеско оказались запоздалым ответом на обещание, которое Уилсон дал в начале 70-х автору великой антифашистской пьесы. А закрывалась она удивительным спектаклем парижского театра (его еще называют театром Питера Брука) Буфф дю Нор «Дидона и Эней» по мотивам оперы Перселла и другим материалам. И это помимо «Чевенгура» московского театра «Около дома Станиславского», «Трех сестер» новосибирского «Красного факела» и почти двух десятков спектаклей, заполнивших все театральные площадки города.

Это не говоря о десятках встреч, выставок, концертов, ежедневно проходивших в фестивальной программе. Например, один из выдающихся филологов, писатель Андрей Аствацатуров не только представил свой новый роман, но и прочел лекцию о романе Фолкнера «Шум и ярость».

Ну, а 6 июня председатель Попечительского совета губернатор Алексей Гордеев вручил ежегодную Платоновскую премию, на этот раз — кинорежиссеру Александру Сокурову, чей фильм «Одинокий голос человека» (1978−1987) стал важнейшим вкладом в рефлексию об Андрее Платонове.

Алена Карась.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы участвовать в обсуждении новостей