Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 июня 2016, источник: "Российская газета"

Новосибирские ученые придумали гидропушку для помощи ледоколам

Почему самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий до сих пор мало востребован? Причина очевидна: высокая стоимость работы мощных ледоколов, без которых провести караван судов по Севморпути нереально.

Новосибирские ученые нашли кардинальный вариант решения этой проблемы.

— Сегодня даже самый мощный ледокол-атомоход не может преодолеть льды толщиной в 1,5−2 метра и более, — говорит ведущий конструктор Института гидродинамики имени М. А. Лаврентьева СО РАН Владимир Фадеев. — Поэтому судно останавливается, и лед начинают разрушать различные сверлящие, режущие, взламывающие устройства, установленные на ледоколе. Но вся эта техника работает с крайне низким КПД, поэтому караван судов продвигается «черепашьими шагами».

Ученые предлагают сделать ледокол своеобразным авианосцем, установив на нем «летающую амфибию» — судно на воздушной подушке. Оно будет подниматься в воздух в сложной ледовой обстановке. А бороться с торосами будет мощная гидропушка. Струя воды вылетает из нее под давлением в две тысячи атмосфер со скоростью 500 метров в секунду. Кроме того, важно обеспечить скорострельность. Созданная в институте пушка делает до 20 выстрелов в минуту.

— Наша пушка не режет лед, как масло, — говорит Фадеев. — Она сильно ослабляет лед, оставляя на нем трещины и деформируя. После такой обработки мощной струей воды ледокол уже сможет вспарывать толстый ледяной панцирь, позволив судну продвигаться со скоростью в несколько километров в час.

Как показали испытания, проведенные на водохранилище Новосибирской ГЭС, такая техника за час взламывает лед на площади до 10000 м[2]. Конечно, торосы на Обском море — не чета арктическим, но и установку испытывали далеко не самую мощную. По расчетам новосибирских конструкторов, в Арктике нужна платформа на воздушной подушке грузоподъемностью 120 тонн. Кстати, именно такие суда изготавливают в соседнем Омске. На платформе кроме самой гидропушки нужно разместить источник энергии мощностью 100 кВт, например дизель-электростанцию.

Гидроимпульсные устройства разрабатываются в Институте гидродинамики с 1964 года для различных целей. Накоплен большой опыт их разработки, изготовления и эксплуатации в различных производственных условиях. Эти устройства можно с успехом использовать и для разрушения льда.

— Гидропушка была представлена в Новосибирске на форуме «Технопром» и вызвала большой интерес, в частности у представителей Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета, Арктического инновационного кластера Северо-Западного федерального округа и Минобороны России, — отмечает Петр Фадеев. Сейчас в Институте гидродинамики совместно с коллегами из Томского госуниверситета проводят компьютерное моделирование процесса разрушения льда, чтобы подобрать оптимальный режим работы арктической гидропушки.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку