Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 июля 2016, источник: PrimaMedia.ru

Магазины Суйфэньхэ снимают русские вывески и больше не дорожат приморскими туристами

Китайцы вывозят фурами из Приморского края на Родину продукты, а цены в местных магазинах сравнялись с российскими (ФОТО)

Владивосток, 6 июля, PrimaMedia.

Юлия Зеевальд. Приграничный Суйфэньхэ, некогда самое массовое и популярное среди приморцев направление шопинг-туризма в Китае, после пустых улиц и закрытых магазинов в период кризиса, приходит в себя. Несмотря на дешевый рубль и дорогие товары, туристы заполняют улицы и павильоны провинции Хэйлунцзян с каждым месяцем все больше. Однако, как отмечают туристы, все меньше остается вывесок на русском языке, а все больше магазинов с русскими товарами. По словам руководителей турфирм, жителям Поднебесной сейчас выгоднее привозить из Приморья товары, нежели принимать туристов. Корр. РИА PrimaMedia решил посмотреть, как изменился город, что можно купить и не прогадать, и как сейчас относятся к иностранным кормильцам.

Суббота, 6.40. Автобус компании ПАО «Приморавтотранс» забирает меня и еще несколько человек на остановке Вторая Речка для поездки в Суйфэньхэ. Казалось бы, пустой автобус и можно спокойно разложить вещи и устроиться поудобнее, но, не проходит и пары часов, как к нам добавляется большая группа молодых людей — видимо школьники с родителями, и их знакомые из поселка вместе с руководителем группы — и заполняют автобус полностью. Воодушевленная молодежь обсуждает планы на поездку и «как же круто получить 600 рублей за заграничный отдых на выходных».

Даже нецензурная речь молодых людей и аромат беляшей так не напрягали меня и других членов группы, как состояние нашего транспорта: старый скрипучий автобус, салон — просто кошмар! Заклеенные скотчем кондиционеры при температуре за бортом +25 градусов, поломанные грязные сиденья, такие же пыльные окна с трупами насекомых, а самое ужасное, что когда начался дождь, сидевшие в задней части салона пассажиры буквально «сходили в душ», так как из люка и задних окон текли «водопады». Такое безобразие, конечно, никто не ожидал встретить. Почему компания не следит за транспортом, как собираются привлекать туристов и почему позволяют ставить на маршруты такие «непривлекательные» автобусы, предстоит ответить перевозчику (прим. ред. ­­- в адрес компании перевозчика уже направлен запрос по поводу ужасного состояния салона).

На пункте пропуска Пограничный уже не попадешь в 8−10 часовую очередь, только потому, что туристических автобусов стало намного меньше по сравнению с пиком популярности еще пару лет назад. Проезжая парковку с фурами гружеными древесиной мимо колонны с таким же большегрузами, мы ожидали увидеть максимум 2−3 автобуса перед своим. Но нам повезло — был всего один.

Паспортный контроль удалось пройти минут за 30. Прошли бы еще быстрее, если бы не впереди стоящая группа с коробками медовиков, которые так полюбились китайцам. Ушло немало времени на то, чтобы они протащили десятки коробок с упаковками лакомства и погрузили в автобус. Ожидая своей посадки, я поинтересовалась у девушек-пограничниц, как сейчас обстоят дела с турпотоком. На что мне ответили: «Еще в январе туристов было намного больше, сейчас небольшой спад, но ближе к концу лета и на выходных, если попадешь на пункты пропуска, сможешь по-настоящему прочувствовать всю прелесть поездки и впечатлений наберешься надолго».

На улица Суйфэньхэ в сравнении с позапрошлым годом живо, а вот по сравнению с прошлым — глухо. Немногочисленные туристы гуляют в поисках товаров. Только вот ориентироваться стало сложнее. Если раньше практически под каждой вывеской магазина был перевод на русский, то сейчас такие имеются только на нескольких улицах города. Можно заметить, что старые названия меняли на новые и при этом не сделали перевод. Почему? Может китайцы уже не особо жаждут видеть приморских туристов? По словам руководителей туристических групп, сейчас жители Поднебесной в основном стремятся сами ехать в Россию и везти товар, ведь так выходит намного выгоднее с нынешним курсом валют, нежели встречать заграничных туристов, которые мало что покупают.

Купить подешевле получится не всегда. Магазины с техникой и меховыми изделиями пустуют. В них вообще мало кто заглядывает. За те же деньги, что и в Приморье, можно приобрести одежду и обувь. На распродажах можно даже и подешевле найти. Сумки — 1 тысяча рублей, платья — 2−3 тысячи рублей, футболки — 500 рублей, туфли 1,5−2 тысячи рублей, кроссовки Adidas и Nike, если на рынке, то 2−3 тысячи рублей, если в магазине в центре города, то 9−10 тысяч рублей, что выходит дороже, чем в Приморье, зато спортивные костюмы этих же фирм можно приобрести за 4−5 тысяч рублей.

Домой хранительницы очага покупают шторы, покрывала, подушки. Сколько стоит не узнавала, но, судя по довольным улыбка покупательниц — намного дешевле, чем на Родине. Коробками вывозят, конечно же, ягоду и фрукты. Килограмм банан стоит 50 рублей, манго — 60 рублей, яблоки — 20−80 рублей, виноград 70−100 рублей, черешня — 280−300 рублей. Сладости на сувениры или просто тоже разметают. Зефир, семечки и орехи в шоколаде, раковые шейки, мармелад, карамель. Пакет можно насобирать из разных видов за 150−200 рублей. Большое разнообразие разных орехов, специй, выпечки, живой рыбы.

Экзотические для иностранцев русские продукты, привезенные в Суйфэньхэ, вызвали небывалый ажиотаж у жителей провинции Хэйлунцзян еще в августе прошлого года. Тогда можно было наблюдать, как китайцы выстраиваются в очереди, чтобы успеть купить русскую муку, мед, рыбные консервы и алкоголь. Самый популярный продукт у граждан КНР — торт медовик, килограммы которого брали сразу и себе, и родственникам, и друзьям. Сейчас, можно сказать, каждый третий магазин на улице — с русскими товарами. Приморцы смеются, если раньше некоторые с собой брали привычную еду, то сейчас ее можно купить в любое время дня и ночи здесь. Цены на некоторые товары такие же как и в России, а на некоторые — в два раза дешевле.

За стаканчик сливочного мороженого просят 30 рублей, банка балтийских шпрот в России стоит более 100 рублей, а здесь — 50, пятилитровая канистра соевого масла — 450 рублей. Из сладостей — огромный выбор конфет и шоколада от 50 до 100 рублей за упаковку и плитку. Активно раскупают китайцы липовый и гречишный мед — 250−400 рублей за литр. Есть в магазинах также печенье, вафли, пряники. Китайцам интересно все, при этом они не всегда понимают, что именно покупают — этикетки на китайском языке на продуктах нет, да и ценники с описанием есть не везде.

Нередки в магазинах приморские продукты — мороженое, мед, соевое масло, морская капуста, птичье молоко, рыбные консервы.

Стоит отметить, что в городе достаточно чисто, любимые всеми приморцами ресторан и кафе «Максим» открыты. В 12.00 по китайскому времени — полные залы. В кафе из 25 столов — 8 с русскими. Два этажа ресторана забиты подзавязку, здесь я тоже насчитала порядка 10−15 столов с русскими.

Неподалеку от центра — замороженные стройки многоэтажек. Облагорожена набережная озера Жи Юэ в парке «Северное море». Здесь можно встретить рыбаков, спортсменов и просто прогуливающихся горожан.