Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
5 августа 2016, источник: Русская служба Би-би-си

Почему пассажиры в горящем лайнере хватаются за чемоданы

На видеокадрах, снятых в горящем самолете компании Emirates сразу после аварийного приземления, видно, как многие пассажиры, вместо того чтобы срочно эвакуироваться из лайнера, в панике достают свои сумки из багажного отсека над головой. Эксперты пытаются объяснить причины подобного поведения.

Накануне самолет Boeing 777 авиакомпании Emirates с почти 300 пассажирами на борту совершил жесткую посадку в международном аэропорту Дубая, после чего загорелся.

Неудачно приземлившийся лайнер выполнял рейс EK521, вылетевший из индийского города Тируванантапурам.

В наполненном дымом салоне одни пассажиры пытались достать свою ручную кладь, тогда как другие спешно натягивали кислородные маски.

За кадром слышен голос стюардессы, отчаянно призывающей людей оставить багаж и немедленно покинуть самолет.

На фотографиях, сделанных в 2013 году сразу после катастрофы самолета авиакомпании Asiana Airlines, видно, что многие пассажиры также эвакуировались вместе с ручной кладью.

Что-то подобное, по словам журналиста газеты Guardian Джейкоба Стейнберга, творилось и на борту авиалайнера British Airways, загоревшегося в прошлом году в аэропорту Лас-Вегаса.

Стейнберг видит основную причину в том, что многие пассажиры просто проигнорировали инструктаж по безопасности, проводимый перед вылетом.

«Поведенческое постоянство»

Однако, по мнению доктора Джеймса Томпсона, читающего лекции по психологии в Университетском колледже Лондона, дело тут, скорее, в поведенческих привычках.

«Интерпретаций может быть две: либо перед нами толпа чудовищно глупых людей, которые подвергают свою жизнь опасности, не эвакуируясь вовремя, либо это можно объяснить тем, что большинство из нас в этот момент демонстрирует так называемое «поведенческое постоянство», — говорит Томпсон.

Мы продолжаем поступать так, как обычно поступаем всегда. Люди способны отказаться от своей стандартной поведенческой модели в пользу новой лишь в тот момент, когда изменения вокруг нас слишком значительны, чтобы ими можно было пренебречь.
Джеймс ТомпсонПрофессор Университетского колледжа Лондона

И действительно, выглядит это так, словно некоторые пассажиры, несмотря на полную сумятицу, просто повторяют привычные им действия после обычной посадки самолета. Стоит ли говорить, что подобное поведение может быть крайне опасно для жизни.

«В ситуациях такого рода всегда случается паника, и, если в салоне огонь и дым, воздух может быть очень токсичным», — говорит Марк Вейсс, бывший пилот American Airlines с 23-летним стажем.

«Если вы встаете и пытаетесь что-то достать из багажного отсека над головой или же извлечь что-то из-под кресла, вы тратите массу энергии и кислорода», — добавляет Вейсс.

Ричард Уэсткотт, корреспондент Би-би-си по вопросам транспорта

Производители самолетов должны доказать, что их судно можно покинуть в течение 90 секунд, используя только половину выходов, — и в этом есть смысл.

«Исследования показывают, что по прошествии 90 секунд вероятность поглощения огнем салона значительно возрастает», — объясняет авиационный эксперт Эшли Нанс.

«Но эти эвакуационные тесты не принимают в расчет людей, которые пытаются забрать свои чемоданы», — продолжает он.

В более длинной версии видео пассажир поворачивает камеру, чтобы снять горящий двигатель. Мысленно вы кричите на него, пускай бежит оттуда! Вскоре ведь часть самолета действительно взорвалась.

«Мы начинаем видеть поведенческую модель — при авариях люди забирают свои вещи», — говорит Эшли Нанс.

В июле 2013 года самолет компании Asiana Airlines аварийно приземлился в Сан-Франциско. И снова на фотографиях пассажиры в ходе эвакуации хватали свои вещи.

«Ключ к спасению людей — скорость. Забота о своей сумке затормаживает процесс», — говорит Нанс.

Аварии подобного рода легко могут привести к воспламенению и взрывам, и люди находятся в состоянии крайнего эмоционального напряжения. Некоторые боятся за свою жизнь и пытаются покинуть самолет, но не могут, из-за того что другие возятся со своим багажом.
Эшли НансАвиационный эксперт

«Это может привести к конфликту. Ноутбук или другая вещь с острыми углами потенциально может проткнуть надувной трап», — продолжает эксперт.

По его словам, понять, почему так происходит, психологам сложно, так как в рамках исследования они не могут поместить испытуемых в ситуацию, реально угрожающую жизни.

«Возможно, люди просто привыкли хватать свою сумку, когда самолет приземляется, — так делают все вне зависимости от того, из какой части мира вы родом», — отмечает Эшли Нанс.

BBC В данном материале на законных основаниях могут быть размещены дополнительные визуальные элементы. "Русская служба Би-би-си" не несет ответственности за их содержимое.
Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей