Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 сентября, источник: ТАСС

Новосибирский музей готов выставить коллекцию икон, написанных самоучками

По словам директора Новосибирского краеведческого музея, традиция неканонического изображения святых художниками-самоучками — сибирский феномен, требующий особого изучения.

НОВОСИБИРСК, 16 сентября. /ТАСС/. Сотрудники Новосибирского краеведческого музея собрали по городам Сибири несколько сотен так называемых народных икон конца 19-го — начала 20-го века и готовятся представить их публике. Традиция неканонического изображения святых художниками-самоучками — сибирский феномен, требующий особого изучения, сообщил ТАСС директор музея Андрей Шаповалов.

«Иконы традиционно пишутся в монастырях церковными иконописцами по определенным канонам. Но, когда в Сибирь шло массовое переселение, люди ехали бедные, а канонических иконописцев было мало. Поэтому в деревнях стихийно возникли самостийные иконописцы. Это немножко не по-церковному, но тогда выхода не было: эти иконы освящали, ими пользовались», — сказал Шаповалов.

Он рассказал, что, однажды открыв для себя феномен сибирской народной иконы, сотрудники музея решили взяться за него всерьез. На сбор и описание коллекции ушло около четырех лет и сейчас пришло время представить ее публике.

Выгнутые и на заказ.

Массовое переселение в Сибирь связано с началом 20-го века — столыпинской эпохой. Люди везли с собой народные традиции из разных уголков страны, поэтому и техника самодеятельных икон разнится.

«Например, украинская иконописная традиция очень резко отличается от нашей тобольской, от северной. Представьте — она с цветочками. Мы еще до конца не разобрались, но уже сейчас знаем, что в сибирской иконописной традиции прослеживаются пять школ, которые мы различаем», — пояснил Шаповалов.

По его словам, самой известной из них является сузунская школа народной иконописи. Отдельно можно выделить школу северного Урала, которую отличают изображения с низким горизонтом и серо-зелено-голубым фоном. Интересны корьевые украинские иконы, которые писали на снятых с дерева верхних годовых кольцах, что придало им выгнутую форму.

«Есть очень редкие изводы, когда непонятно даже, как они вообще это придумали. Некоторые вещи смешные: народный стиль он же на мультики похож в каком-то смысле, или на картины Пиросмани», — описывает собранные им иконы Шаповалов.

В коллекции есть много написанных под заказ «домашних» икон, на которых святые собраны в необычных сочетаниях, например, по именам членов семьи заказчика. Есть и уникальные сюжеты, как Христофор Псеглавец, изображенный с песьей головой, — большая редкость для канонической православной традиции.

Олигарху не подаришь.

Идея серьезно собирать коллекцию появилась случайно. На необычные иконы сотрудники музея обратили внимание, оказавшись в антикварных лавках Барнаула. Народные изображения святых спросом не пользовались. «Они дешевые, простенькие — такие олигарху не подаришь. Кроме того, они же сильно пользованные: стояли на божничках, и очень часто там, где были свечки (рядом с ликом или прямо по лику), прожжено», — заметил Шаповалов.

Но сам по себе феномен искусствоведов заинтересовал и, вернувшись в Новосибирск, на совещании решили собирать коллекцию. Шаповалов вспоминает, что действовать приходилось быстро, пока рынок не отреагировал на спрос повышением цен: большая часть коллекции была закуплена за 4 месяца. «Веерно мы купили в Барнауле, затем в Кемерове, Новокузнецке, Томске, Омске, Красноярске совершали закупочные экспедиции. Мы на тот период уже выбрали все здесь в Новосибирске — закинули широкую сеть и начали тащить», — вспоминает собеседник.

В итоге была собрана серьезная коллекция из нескольких сотен икон, которую сотрудники музея изучают и описывают. Работа эта серьезная, потому что опираться не на кого: информации по народным иконам очень мало, многое приходится делать с нуля. «Мы идем наощупь, пытаемся, потому что нам кажется это очень важно. Мы нашли некое культурное явление и теперь собираем, изучаем и хотим через какое-то время его представить общественности», — говорит Шаповалов.

Культурный бренд

Сейчас небольшая часть коллекции народных икон выставлена в конторе и доме управляющего медеплавильного завода в Сузуне (Новосибирская область) — одном из музейных объектов другого крупного проекта Новосибирского краеведческого музея «Сузун. Монетный двор».

Большой музей сибирской народной иконы Шаповалов рассчитывает открыть по соседству. До конца года должен решиться вопрос о передаче для этих целей здания бывшей церковно-приходской школы, расположенной прямо напротив церкви.

«Где как не в Сузуне создать такой музей? Это единственная народная иконописная школа, которая известна. Сузунская икона — это своеобразный культурный бренд Сузуна, который пока мало кто знает», — сказал Шаповалов, добавив, что музей может заработать уже в следующем году.

Он выразил надежду, что открытие экспозиции посетит митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. По словам Шаповалова, отношении церкви к народной иконе двоякое. С одной стороны, это не канон, с другой — она лучше, чем ничего.

«Это была такая эпоха. Церковь не успела, и народное творчество заполнило пустоту. С моей точки зрения, это неплохо. Об этом надо знать и не надо стесняться об этом рассказывать. Это и история церкви тоже», — заключил Шаповалов.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы участвовать в обсуждении новостей