Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Первая из девяноста девяти: жизнь и исчезновение Амелии ЭрхартОна родилась за шесть лет до первого полета братьев Райт и немало сделала, чтобы превратить самолеты в «средство передвижения»
21 сентября 2016, источник: "Российская газета"

ЦБ ввел в уральских школах уроки финансовой грамотности

Банк России подписал соглашение с Министерством образования и науки РФ о сотрудничестве в области финансового просвещения. В течение трех месяцев будет разработана дорожная карта с планом конкретных мероприятий.

Источник: "Российская газета"

Более 100 школ по всей стране хотели бы выступить в качестве пилотных площадок по внедрению основ финансовой грамотности в учебный план. Инфляция в комиксах.

Как рассказали «РГ» в пресс-службе Центробанка, для 9-ти и 11-летней школы написаны примерные программы с новыми модулями. По решению администрации их можно ввести как в рамках обязательных предметов (обществознание, экономика, экономика права), так и в качестве дополнительных, по выбору учащихся. Специально для старшеклассников создано учебное пособие «Основы финансовой грамотности», в том числе в электронной версии, к нему прилагается рабочая тетрадь с практическими заданиями и методические рекомендации для педагога. Учебник прошел предварительную экспертизу в Российской академии образования. Первый тираж специально к началу учебного года выпустило издательство «Просвещение», правда, уральцам он пока доступен только в интернет-магазинах.

Кроме того, специалисты Банка России и представители минобра пришли к выводу, что отдельные модули финансовой грамотности должны быть включены в базовые программы по обществознанию и математике. В 2017 году в новых учебниках появится раздел о личном финансовом планировании, расходах и доходах семьи, ребят познакомят с терминологией: что такое инфляция, депозит, кредит, страховой риск. Часть этой информации и раньше давали школьникам, но бессистемно, теперь же материал структурируют и облекут в понятную для детского сознания форму. Скажем, подросткам предложат сосчитать, какую сумму они накопят за пять лет, если будут откладывать по 100 рублей ежедневно на депозит под разные процентные ставки. Или поставят задачу приобрести новый смартфон за 6 тысяч рублей, пользуясь карманными деньгами и разными накопительными схемами.

— Разработчики надеются, что через детей часть знаний станет доступна и старшему поколению. Что, в свою очередь, снизит риски серьезных ошибок в финансовых операциях населения, — прокомментировали в Банке России.

Посвящать школьников в секреты финансового рынка будут тьюторы (методисты) и учителя, окончившие специальные курсы. Открылись они в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования еще в феврале 2016 года. В первом полугодии подготовлено около 200 тьюторов, до конца года планируется провести еще несколько наборов.

Игра «на деньги»

Мы попытались выяснить, включились ли школы УрФО в этот просветительский проект.

— К сожалению, таких данных мы пока не имеем, — ответили в Уральском главном управлении Банка России. — Известно только, что летом министерство образования РФ разослало письма во все субъекты Федерации о необходимости подготовки тьюторов. Также регионам рекомендовано составить списки школ, где планируется вводить учебный модуль по финансовой грамотности, чтобы ЦБ мог оказать им оргпомощь. Определенный опыт у наших специалистов уже есть: с 2011 года они ведут внеклассные мероприятия в школах, детских домах, колледжах и вузах.

В новом учебном году первый тематический урок состоялся 8 сентября. В этот день по всей России прошла акция «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях». В Екатеринбурге в ней участвовали УрФУ, УрГЭУ и несколько школ. В частности, в экономическом университете студенты пробовали силы в тематических квестах, деловой игре «Финансы кухни», турнире «Монополия» и олимпиаде от минфина. Лучшим игрокам платили за успехи специальной валютой, на которую можно было приобрести сувениры.

Журналисты «РГ» в этот день вместе с банкирами отправились в лицей № 180, чтобы понять, насколько тема денег и их преумножения волнует современных тинейджеров.

Вела урок Людмила Сажина. Ее должность для подросткового уха звучит, конечно, скучновато: экономист подразделения платежных систем и расчетов. Да и тема выбрана сугубо прагматичная: безопасное использование банковских карт. На самом деле занятие начинается с небольшой викторины: ребятам предлагают угадать, когда у нас в стране появился «пластик». Оказывается, в далеком 1987 году — карту напечатали для президента СССР Михаила Горбачева. А первый массовый выпуск состоялся в 1988-м, когда олимпийская сборная отправилась в Сеул. Интересно, что карты безналичного расчета, которые появились в США, сначала были бумажными, потом металлическими, размером шесть на три сантиметра. Выдавали их клиентам не в банках, а в супермаркетах и ресторанах.

Лектор просит поднять руки тех, у кого уже оформлены карты. Откликается процентов 70. Многие старшеклассники сидят на уроке с пластиковым кошельком в одной руке и смартфоном в другой: тут же на практике проверяют новую информацию. Вопросы задают самые разные: как скоро бесконтактная форма оплаты станет массовой; смогут ли электронные деньги когда-нибудь вытеснить купюры и монеты; почему не все банки выпускают карты для клиентов моложе 18 лет; сколько максимум «пластика» может оформить на себя один человек?

Материал облекут в понятную для детей форму. Скажем, предложат решить задачу: как приобрести смартфон за 6000 рублей, пользуясь карманными деньгами и разными накопительными схемами?

Признаемся, некоторые факты даже для нас, взрослых пользователей карт, оказались откровением. К примеру, то, что после первого ввода реквизитов и CVV2-кода на любом портале карта считается скомпрометированной. В случае несанкционированного списания банк сошлется на то, что клиент сам виноват, поскольку нарушил условия договора. Именно поэтому эксперты не советуют «светить» в Сети основную карту, куда поступает зарплата, стипендия, пособия, а для онлайн-покупок заводить дополнительную.

Ликбез для родителей

— Я не педагог и всегда волнуюсь, когда выступаю, но чувствую, что деятельность моя очень важна. По сути, это работа с обращениями граждан, просто мы не пишем каждому отдельно, а выходим сразу на большую аудиторию и рассказываем, как надо поступить в той или иной ситуации, — признается Людмила Сажина. — Главная задача — сформировать мышление грамотного потребителя финансовых услуг.

Банковские служащие часто грешат чрезмерным использованием в речи сложной терминологии, но ей удается избежать этого. Если вдруг проскальзывает «эмиссия», «эмитент», «транзакция», тут же следует пояснение, что это такое.

— Интересно со всеми: со школьниками, студентами, пенсионерами, — делится опытом эксперт. — Подчас руки тянут восьмиклассники, которых мы воспринимаем как детей, а многие из них уже подрабатывают и являются продвинутыми пользователями карт. Как-то мы приехали в детский дом к пятиклашкам, опасались, что там ребята вообще оторваны от денежных реалий. Оказалось как раз наоборот: алименты и пенсии им начисляют на карты, поэтому в некоторых вопросах они даже больше подкованы, чем их сверстники из обычных семей. Например, часто совершают покупки в онлайн-магазинах.

На протяжении всего урока у меня в голове крутился вопрос: «Почему сами родители не объясняют все это детям, все-таки основной источник юношеских доходов — семейный бюджет? Или сотрудники банков, куда молодежь приходит открывать счета?».

— Объясняют в меру своей финансовой компетентности, но многим некогда. Персонал коммерческих банков, как правило, не имеет возможности консультировать клиента в полном объеме, поэтому раздают памятки или говорят: «Всю информацию вы найдете на сайте». Между тем люди иногда даже не задумываются, что нарушают договор с финансовым учреждением, — поясняет Людмила Сажина. — Поступила к нам жалоба: мужчина был недоволен, что кассир отказался ему отбить товар по карте жены. Не скажу, что такая безграмотность повсеместна, но случай не единичный.

Не менее распространены жалобы на фишинг — телефонное мошенничество, при котором злоумышленникам становятся доступны банковские реквизиты клиента и пин-код. Как правило, преступники делают СМС-рассылки такого рода: «Ваша карта заблокирована Центробанком из-за попытки взлома пин-кода», «Утеряна база кредитных карт системы N».

— ЦБ не рассылает сообщения, не просит реквизиты, это секретная информация, — подчеркивает сотрудник Центробанка. — Получив такой звонок или СМС, перезвоните в свой банк и предупредите, что в отношении вас предприняты определенные действия. Кредитные организации проводят много мероприятий по борьбе с мошенниками, и ваш звонок будет не лишним в их работе.

Мнение

Лидия Гренадерова, заместитель директора лицея № 180 Екатеринбурга:

— С ЦБ мы сотрудничаем с прошлого учебного года. Провели уже полтора десятка занятий. Например, с учащимися 7−9 классов говорили о наличном денежном обращении, дети рассматривали купюры, учились определять, не фальшивые ли они. Сегодняшнюю лекцию старшеклассники оценили как полезную. Я сама многое узнала, хотя пользуюсь банковскими картами давно. В частности, о новых способах мошенничества.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку