Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
3 октября, источник: АиФ Кузбасc

Город манекенов. Искусствовед — о моде на скульптуры и дурном вкусе

Чуть ли не каждый месяц в Кузбассе открывают новые памятники и скульптуры. В одном только Кемерове за лето появились, по нашим подсчётам, 14 скульптур! Среди них, например, «Маша и Медведь», «Радужное детство», «Радужный букет».

Путин пояснил свою шутку девятилетней давностиПрезидент России пояснил свою реплику о политическом деятеле Махатме Ганди, произнесенную в преддверии саммита G8 в 2007 году

О том, чем может навредить обилие таких «радужных» шедевров, размышляет доцент кафедры культурологии Кемеровского государственного института культуры Людмила ОЛЕНИЧ.

Навязывание вкуса.

— Людмила Владимировна, последние годы в Кузбассе появляется слишком мало памятников разным эпохам, достойным людям и, наоборот, много скульптур типа «Девочки на кубе» в Кемерове или «Шурика и Лидочки» в Прокопьевске. Ещё больше установлено фигур мультперсонажей, например, сразу две скульптуры героев мультфильма «Трое из Простоквашино». Как вы считаете, для чего нужны такие «памятники»?

— На самом деле это нельзя назвать мемориальной или декоративной скульптурой. Городская скульптура должна иметь значимые смыслы, выраженные в оригинальной художественной форме. Даже лёгкие, ироничные по содержанию образы надо делать качественно, не халтурно. Но сейчас появилась мода на объёмные безделушки дурного вкуса. Так навязываются горожанам предпочтения заказчиков без конкурсов, широких обсуждений. Если в советское время повсеместно устанавливали памятники Ленину, то сегодня плодятся слоники, собачки, герои современных мультфильмов. В Кемерове во всех районах есть или «Маша», или «Медведь». Не знаю, зачем такое количество примитивных истуканов. Раньше существовали художественные советы, и городская скульптура проходила конкурсное испытание. Автор делал одну или несколько моделей и выставлял их на суд коллег, специалистов. Сегодня, к сожалению, такого нет. Если и бывают обсуждения, то они проводятся в узком кругу «избранных».

Трудно от всего этого отстраниться. Дело в том, что каждая эпоха оставляет свои следы в культуре. Обидно, что последние десятилетия отмечены откровенным плагиатом и торжеством дурного вкуса. Как подтверждает история, произведения искусства — и хорошие, и плохие — убедительнее всего свидетельствуют о своём времени.

— Как вы считаете, почему сегодняшние скульптуры бывают так похожи на своих предшественников? Например, «Ангел» в Кемерове сильно напоминает Александровскую колонну Монферрана в Санкт-Петербурге. Стоит ли обращать на это внимание?

— Внимание на это обращать нужно, потому что такие изваяния влияют на эстетический вкус горожан, формируют отношение туристов и к городу, и к его жителям. Автор «Ангела», к сожалению, не заботится о подлинной творческой оригинальности своих скульптур. Возможно, тут преобладают коммерческие причины.

Жалко, что сама тема ангелов стала принадлежностью массовой культуры. Совсем недавно обиталищем скульптурных ангелов были старинные дворцы, некоторые храмы, кладбища. А сейчас ангелы есть везде. И стоящие на колоннах ангелы-хранители, ангелы славы, ангелы-вестники появились во многих городах — в Ставрополе, Бресте и т. д. Само по себе это неплохо. На ангелов всегда приятно смотреть. Но не хотелось бы, чтобы они превратились в шаблон. Любая фальшивая деталь сразу снижает образ ангела.

В нашем случае ангел не так порывист, как на произведениях искусства. Неподвижную фигуру проще изобразить, сделать устойчивой. Но в ней не ощущается внутренняя энергия. И для хорошего монументалиста было бы ясно, что колонна должна быть круглой, а не четырёхгранной. Этим достигалась бы целостность всего силуэта скульптуры — и постамента, и фигуры. Смущают и символические детали. Кузбасс — регион преимущественно православный, но атрибуты у ангела католические: нимб в виде обруча, латинский крест, туника без поручей. Православному человеку сложно понять, как воспринимать эту скульптуру. Как религиозную? Или как ландшафтную?

И вообще, если говорить о традициях, то ещё в 19 веке Синод Русской православной церкви отверг круглую религиозную скульптуру, чтобы не возникали ассоциации с идолопоклонством. У нас несколько лет назад уже случился спор со скульптором Константином Зиничем по поводу Иисуса Христа в Прокопьевске. Тут очевидно подражание бразильской статуе Христа Искупителя. Многие были против её установки. Это обсуждалось на радио, в газете «Кузбасс». Вместе с нашими иконописцами мы обращались в прокопьевский отдел культуры за разъяснениями о назначении этого образа. Нам ответили, что это не религиозная, а ландшафтная скульптура, поэтому и не соблюдены православные традиции. Но вскоре после установки местный священник освятил её.

Каких скульптур не хватает?

— Стало модным устанавливать скульптуры к праздникам. Ко Дню шахтёра, например, в Кемерове чуть ли не каждый месяц появлялось что-то новое: «Шахтёр» из автомобильных запчастей на ул. Рукавишникова, «Шахтёрская верность» на ул. Кирова и т. д. Как вы считаете, зачем так много?

— Скульптуры много не бывает, если она хорошего качества. Но именно произведений искусства очень мало. Кемерово, областная столица, на мой взгляд, постепенно превращается в город бетонных манекенов, плохо сделанных. Достаточно пройтись по Набережной, чтобы «полюбоваться» на нагромождение странных и даже нелепых изображений. Исключений мало — только два памятника: Героям-кузбассовцам и лётчику Мартемьянову работы Евгения Тищенко. В остальных скульптурах очень важные темы семейных ценностей, благородного труда воплощаются нетворчески, в дешёвых материалах. В таких скульптурах не ищешь никаких смыслов. Они присутствуют в ряду развлечений. На фоне прекрасного памятника шахтёрам работы Эрнста Неизвестного это смотрится особенно вульгарно. Скульптура на Красной Горке — единственная в своём роде.

Из того, что сделано в последнее время, выделяется памятник святому князю Владимиру, поставленный возле Знаменского собора. Автор памятника, молодой московский скульптор Дмитрий Левин, работал очень быстро. Прошёл всего год от первого эскиза до установки скульптуры на постаменте и обустройства территории вокруг неё. Удалось успеть к дате тысячелетия со дня преставления Крестителя Руси. Нужно поблагодарить владыку Аристарха, который стал заказчиком этой скульптуры. Работая очень ответственно, Левин обсуждал свой замысел с будущими зрителями, принимал и критику. Очень тщательно продуманы символические атрибуты образа. Например, за спиной у князя расколотый щит с древним языческим символом. А впереди — православный крест. Фигура князя наполнена внутренней энергией, силой.

Также с точки зрения профессионализма исполнения меня нисколько не смущает и памятник Ленину на площади Советов (скульптор Л. Кербель). Идеологические смыслы монумента уже стёрлись, а историческое и художественное значение осталось. Он динамичен, соразмерен площади, правильно установлен архитекторами. Я помню площадь и до него, но с появлением памятника она обрела свою доминанту.

— В прошлом году 12 июня в Кемерове заложили памятник Ф. М. Достоевскому. Как вы считаете, почему у нас есть несколько «Маш» и «Медведей», но нет памятника Достоевскому? Ведь писатель был в наших краях, женился в Кузбассе.

— Это трудно понять. В нашем городе живёт большой энтузиаст, посвятивший себя работе по сохранению памяти о Достоевском, автор проекта «Достоевский в Сибири» Эдуард Вистерман. Всё мероприятие по закладке было сделано на средства Вистермана. Многотонный камень был специально привезён из Бачат, т. к. Достоевский несколько раз проезжал через это село, останавливался там. Был объявлен конкурс на лучшую модель скульптуры писателя. Сотни людей знают об этих хлопотах и о том, что потихоньку идёт сбор народных денег на памятник. Но процесс очень замедлился. Вистерману нужна более активная поддержка и снизу, и сверху.

Давно назрела потребность и ещё в одном монументе. Уже много лет областная библиотека носит имя кузбасского поэта Василия Фёдорова, лауреата государственной премии. Сквер возле библиотеки могла бы украшать скульптура поэта, тем более что уже есть бюсты Фёдорова и небольшая модель ростового памятника работы Трофимова. Но библиотечный сквер до сих пор пустует.

Печально и то, что благодаря узаконенному вандализму у нас в городе не осталось исторически и художественно значимых изображений на тему космоса, сделанных в 60-х и 80-х годах. А ведь в первый отряд космонавтов вошли двое кузбассовцев — Алексей Леонов и Борис Волынов. И это было интересно местным художникам. В 1965 г. в Кемерове был построен новый железнодорожный вокзал, его стены украсил космическими рельефами хороший мастер Новосельцев. Несколько лет назад всё это уничтожили во время ремонта. И всё в порядке вещей. А ведь у Новосельцева не было шаблонов. Тогда тема космоса в искусстве только зарождалась, требовала подлинного творчества. Исчезла и монументальная роспись на космическую тему в кинотеатре «Космос», выполненная Писаревской.

Почему-то брендовые для Кузбасса объекты мы не храним, не создаём, а банальным, пустым безделицам открыты городские улицы и площади!

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы участвовать в обсуждении новостей