Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
3 октября 2016, источник: РИА Новости

Кузница чемпионов: Как в Петербурге готовят химиков-олимпийцев

Борис Миссюль, подготовивший шесть победителей международных и более 20 победителей и призеров всероссийских олимпиад по химии, поделился некоторыми секретами своего ремесла.

Источник: РИА Новости

С. -ПЕТЕРБУРГ, 3 окт — РИА Новости. Петербург известен не только как музей под открытым небом, но и в качестве первой в стране «кузницы» участников международных олимпиад по химии. Преподаватель химцентра Президентского физико-математического лицея № 239 Борис Миссюль, подготовивший шесть победителей международных и более 20 победителей и призеров всероссийских олимпиад, поделился с РИА Новости некоторыми секретами своего ремесла.

Как все начиналось

Сегодня химический центр при лицее выглядит, словно декорация к фантастическому фильму: просторные светлые залы с длинными столами, где поблескивают загадочные колбы и реторты. Но выращивают здесь не зловредные вирусы и зомби, а будущих чемпионов-олимпийцев по химии из вполне обычных школьников восьмых — одиннадцатых классов.

«Химцентр мы организовали ровно 20 лет назад, — с отцовской гордостью рассказывает Миссюль, — все начиналось на базе обыкновенного школьного кабинета по химии. Я собрал группочку из пяти ребят. Объявления о наборе групп давал в газету “Метро”. Сначала пришлось учиться и самому — учиться учить ребят».

Создание полигона тренировок олимпийцев — личная инициатива Миссюля. Основное место работы Бориса Викторовича — вовсе не школа, а отдел биохимии Института экспериментальной медицины, где он занимается проблемой атеросклероза. На вопрос, нашел ли себя в преподавательской деятельности, смеется: «Не нашел бы — эти 20 лет не выдержал. А секрет, как находить время, чтобы все успевать, прост: для этого нужно иметь прекрасную жену, которая может прикрыть тылы и справиться с бытовыми хлопотами».

«Когда я был школьником, считалось, что выиграть Ленинградскую олимпиаду сложнее, чем Всесоюзную, у нас очень мощные люди были. В конце 70-х это было, а потом в конце 80-х качество подготовки к олимпиадам в северной столице резко пошло вниз. Нужно было поправлять положение. Я поставил себе задачу продвигаться поэтапно — сначала готовить ребят на уровне города, потом — российский уровень и так далее», — рассказывает преподаватель.

После мытарств по разными школьным площадкам химцентр оказался в лицее № 239, где обрел обновленный корпус и лабораторию, в которой сегодня можно подготовить индивидуальный научный проект.

«С 1998 года мы постоянно берем дипломы на уровне российской. А в 2001 году впервые двое ребят поехали на международную олимпиаду, причем сразу двое, хотя обычно от каждого региона попадет в команду по одному. Это было неожиданно и приятно. Прошло 15 лет, за это время у нас 10 поездок на “международку”, стабильно берем там золотые медали: за последние шесть поездок только одна серебряная, остальные — золото», — говорит Миссюль.

В классе химцентра, где преподают теорию, собираются школьники. Задние парты здесь популярностью не пользуются. После начала занятия становится понятно, почему: подача материала основана на диалоге учителя и учеников. На уроке о законах термодинамике девочки и мальчики с «фенечками» с жаром обсуждают энергию гравитации, теорию струн, свойства темной материи и непонятно для непосвященных шутят о формулах термодинамики.

В ходе урока преподаватель подбрасывает аудитории коварный вопрос: «В чем хранить абсолютный растворитель?» Аудитория на миг задумывается, потом взрывается версиями. «Вот недельку подумайте, а потом выдайте аргументированное обоснование», — «безжалостно» говорит Миссюль, пряча в усы улыбку.

Спрос на учебу в химцентре огромный.

Сейчас все количество желающих учиться мы уже не перевариваем, — вздыхает Борис Викторович, — нужно уже как-то расширяться. В этом году одних только восьмиклассников пришло порядка 70 человек. Потом, конечно, многие уходят, не выдерживают жесткой большой работы, но те, кто остаются, добиваются многого
Борис Миссюль

По его мнению, «где-то к середине нулевых годов народ похоже объелся экономистами и юристами, ребята все больше и больше идут в точные науки. Человек хочет идти туда, где можно добиться результатов».

Занятия в центре разделяются на теоретические и практические — в лабораториях. Во время теории разбираются крупные проблемы химической науки, также ребята работают самостоятельно с литературой и тренируются в решении задач.

Миссюль считает, что нынешние школьники, выросшие в эпоху интернета и компьютерных игр, мало чем отличаются от своих советских ровесников. «Мышление не изменилось, может быть, изменилась мотивация — сейчас школьники более прагматичны. Та классическая борьба физиков и лириков 1960-х годов ушла в прошлое. Сегодня школьники более жесткие и более четко понимающие, чего хотят добиться», — говорит он.

Выпускники химцентра — как правило не только победители олимпиад, но и востребованные специалисты на производствах. Одни уезжают в Европу и США, другие становятся специалистами на отечественных предприятиях. «Сегодня на специалистов-химиков спрос очень большой, в фармацевтической отрасли, полимерной, кто-то уходит в науку, хотя… там по нынешним временам не так просто, но обустраиваются, защищают даже кандидатские по квантовой химии. Вариантов много», — рассказывает Миссюль.

Идут выпускники химцентра и в гуманитарные науки: в историки и филологи. «Мы не только готовимся по химии, в первую очередь мы учимся думать, а это пригодится везде», — уверен он.

«У нашего химцентра есть три основы, на которых мы стоим много лет. Первая: мы изначально считаем, что все ребята талантливые. Другое дело, что, к сожалению, у нас очень много людей не научилось учиться. Уметь учиться — определенный талант, может, даже профессия. Уметь усваивать информацию самому, найти, переработать и понять — не так просто. Наши ребята это умеют. Больше половины требуемого объема информации они находят сами», — рассказывает Миссюль.

Вторая основа преподавания в химцентре — отсутствие оценок. Домашние задания просматриваются лишь на предмет недоработок.

«Третье — они должны уметь спрашивать, добывать информацию. Если не понимаешь вычитанный материал, нужно прийти к преподавателю и сформулировать вопрос. Эти три простенькие основы позволяют работать так, что ребятам интересно — потому что они сами все делают. Любая активная работа интересна всегда», — рассказывает учитель.

Есть у главы химцентра еще один принцип — он давно пришел к выводу, что работа преподавателя исключает формальный подход.

Учитель уверен: «Работать по схеме “пришел, отработал зарплату и ушел”, забыв о ребятах — нельзя. Они же мне названивают постоянно, на выходных тоже — вот возникла та и или иная проблема, как решить? Контачим мы постоянно. Ни один из вопросов ученика не должен остаться без ответа».

В 1994 году ЮНЕСКО провозгласила 5 октября Всемирным днем учителя. В этот день в 1966 году произошло важное для учителей событие: на межправительственной конференции в Париже ЮНЕСКО и Международная организация труда (МОТ) приняли рекомендации о положении учителей — первый международный документ о правовом статусе работников образования.

В России с 1965 по 1994 годы День учителя праздновался в первое воскресенье октября. На основании указа президента России от 3 октября 1994 года День учителя отмечается 5 октября.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку