Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
31 октября 2016, источник: PrimaMedia.ru

ДВФУ пересчитает наночастицы в воздухе российских городов

Ученые предложат правительству новые ГОСТы для оценки загрязнения атмосферы.

Источник: PrimaMedia.ru

Владивосток, 31 октября, PrimaMedia.

Научно-образовательный центр «Нанотехнологии» Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) завершает исследование влияния на здоровье людей наночастиц, содержащихся в воздухе. Как пишет газета «Известия», после окончания работы ученые представят результаты исследования Роспотребнадзору и Минздраву с предложением изменить СанПиНы и ГОСТы. Сейчас стандарта по нано— и микрочастицам (менее 10 микрометров) в воздухе не существует.

Дальневосточные ученые изучают не столько сами мелкие частицы размером 10 в минус девятой степени метра, сколько опасность, которую те несут людям.

— Мы активно мониторим наночастицы, которые летают в атмосфере. Среди них есть вещества природного происхождения: вулканическая пыль, эрозивные частицы, остатки микрометеоритов. Но они представляют наименьшую опасность для человека. Наш организм к ним адаптировался, — рассказал «Известиям» руководитель центра Кирилл Голохваст. — С другой стороны, люди научились производить новые синтетические наночастицы: углеродные, силикатные, металлические. Есть очень много технологических процессов, которые являются источниками их появления. Опасность исходит от гальванических предприятий, процесса сварки, работы ТЭЦ на мазуте, выхлопных газов автомобилей. Самая большая беда городов — машины. Они дают от 90 до 95% загрязнения.

Ученый рассказал о проведенном эксперименте. В автосалонах Владивостока было взято 40 абсолютно новых автомобилей. Выхлопные газы этих машин ничем не отличались от выброса 20-летних авто с большим пробегом.

— Все современные автомобильные стандарты — «Евро-4», «Евро-6» и т. д. —учитывают только газовую компоненту загрязнения. Но совершенно не учитывают твердых частиц, если не считать скромного показателя 0,005 грамма на километр пути. Этот показатель — ни о чем. Ведь надо еще понять, что находится внутри этих граммов. А это могут быть наночастицы сажи и драгоценных металлов, микрочастицы пепла, токсичных металлов, полиароматические углеводороды (ПАУ), присутствие которых вредно для человека, — объяснил Кирилл Голохваст.

Если говорить о радикальных способах оградить людей от вредных наночастиц, специалисты видят только один: людям нужно пересаживаться на электромобили и велосипеды. Но поскольку в нынешних условиях это невозможно, то нужен жесткий контроль за выхлопом автомобилей.

— Стране нужен стандарт по наночастицам в воздухе всех городов, —утверждает Кирилл Голохваст. — Действующие СанПиН и ГОСТ их вообще не учитывают — есть только стандарты по содержанию частиц микронного размера, один микрон (микрометр) равен 1 тыс. нанометров. Оценивается лишь количество взвешенного вещества в миллиграмме на кубический метр. Но ведь это могут быть и природные минералы. Нужна дифференциация. По завершении работы мы готовы предложить наши нормативы Роспотребнадзору и Минздраву.

По оценке специалистов, воздух всех городов России можно «изучить» за год и постоянно следить за изменениями. Сейчас образцы уже взяты во многих городах Дальнего Востока, в десятках поселков и заповедников, а также в Москве, Екатеринбурге и некоторых городах Европы. Нормативы по загрязнению ученые разрабатывают, опираясь на «чистые места», парки, где наночастиц до 5% в пробе. Рядом с гальваническими предприятиями их уже 60−70%, у дорог — до 20−30%.

Аллерголог-иммунолог Елена Анциферова рассказала «Известиям», что городской смог провоцирует «экологическую предболезнь», страдают легкие, сердце, кожа, почки и т. д.

— Значительное влияние на человека оказывают и наночастицы, находящиеся в выбросах заводов, выхлопных газах, частицы, образующиеся при разрушении дорожных покрытий и трении автомобильных покрышек, — подтвердила она. — Мельчайшие размеры частиц сажи, металлов, синтетических веществ позволяют им легко долетать с током воздуха до самых глубин легких и там почти беспрепятственно проникать через тонкие стенки альвеол в кровь и далее разноситься по организму.

Сопредседатель движения «Экозащита» Владимир Сливяк согласен, что даже такие стандарты, как «Евро-4» и «Евро-6», кардинально проблему вредных выбросов автомобилей не решают. Токсины попадают в окружающую среду даже от новых авто. А значит, что-то нужно менять.

Председатель совета экологической организации «Зеленый мир» Олег Бодров рассказал «Известиям» о двух проблемах. Первая — в России нет адекватной системы экологического мониторинга. Санитарный мониторинг, который сейчас ведется, ориентирован на контроль за централизованными сбросами отходов отдельных предприятий. Экологический же мониторинг предполагает «оценку отклика на загрязнение природной экосистемы». То есть мониторить нужно не столько предприятия, сколько природу.

Он привел в пример город Сосновый Бор, расположенный рядом с Ленинградской АЭС. С одной стороны, санитарные службы утверждают, что все выбросы здесь не превышают установленных значений. Но, с другой, ученые выявили у местных сосен генетические повреждения. Визуально это не определить. И всё это происходит, несмотря на то что «выбросы — в норме». Это связано с тем, что на природу действуют сразу несколько факторов, возможно даже, они усиливают друг друга, и современная система мониторинга не способна всё отловить.

Вторая проблема, о которой говорит Олег Бодров, — отсутствие действенного общественного контроля. В идеале люди, проживающие рядом с потенциально опасными объектами, должны знать, сколько в воздухе частиц микронного и наноразмеров, и иметь возможность постоянно мониторить ситуацию.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку