Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 ноября 2016, источник: АиФ Кузбасc, (новости источника)

Сказители и ремесленники. Как зарождалось творчество у телеутов и шорцев?

В национальных деревнях редко можно встретить людей в народных костюмах или молодёжь, занятую национальными играми, — это не образ жизни, а праздничные обряды и творчество.

Татьяна Кимеева

А ведь когда-то что телеуты, что шорцы заслушивались сказаниями и с интересом учились делать своими руками украшения и наряды, создавая и сохраняя тем самым целый культурный слой. О традиционной культуре коренных народов Кузбасса корреспонденту «АиФ — Кузбасс» рассказала Татьяна КИМЕЕВА, заведующая отделом археологии музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ, кандидат культурологических наук.

Охотники-художники.

Культура коренных народов Кузбасса всегда была тесно связана с традиционными промыслами. Шитьё народного костюма, изготовление оружия или кухонной утвари не считалось чем-то «художественным». Этим занимались не профессиональные художники, а простые охотники-собиратели. Но шорцы и телеуты при этом придерживались разделения женского и мужского художественного труда. Например, шорские мужчины занимались резьбой по дереву, кости и рогу, а женщины — ткачеством, шитьём и вышивкой. И мужчины, и женщины могли обрабатывать кожу и делать из неё вещи. Но здесь снова присутствовало разделение труда. Так, расписывать кожаную поверхность бубна могли только мужчины, а делать женский декоративный накосник из кожи — женщины.

Конечно, художественное направление развилось не во всех домашних ремёслах. Но вот, например, в обработке дерева творчества было много: резьба, изготовление объёмной скульптуры. Шорцы знали несколько типов резьбы по дереву. Например, контурная резьба украшала деревянные головки курительных трубок. Также художественное оформление присутствовало и в изготовлении берестяных вещей. Это сейчас берестяные изделия умельцы выставляют только на ярмарках, а тогда многие шорские мужчины знали такие приёмы художественной обработки бересты, как накладной декор, тиснение и прорезная резьба с подкладным фоном.

Кстати, декор у шорцев всегда имел символическое значение. Например, шорцы часто использовали геометрический декор, в частности треугольник. Предположительно, его значение связано с почитанием культовой горы. Треугольник встречается в оформлении предметов, относящихся, прежде всего, к древним верованиям шорцев.

Не считалось творчеством.

У телеутов тоже разделялись женские и мужские занятия. Женские ремёсла, а значит и так называемое художественное творчество, были преимущественно домашними. Телеутки шили женскую, мужскую и детскую одежду, обувь, ткали пояса («кур»), плели тесьму, изготавливали женские и девичьи накосники, вышивали воротники, шили ритуальные покрывала и т. д. Кстати, у телеуток было самобытное декорирование воротника («тяка/чака»), такие элементы не повторяются ни у одного другого народа.

Этот воротничок телеутки украшали ромбиками «акча», вышитыми золотной нитью или шёлковыми цветными нитками. Декор такого воротника заключал в себе значение оберега, ведь четырёхугольник (как круг и крест) символизировал солнце. Воротники наряду с пуговицами берегли, нередко спарывали со старой одежды, чтобы пришить на новую.

Мужскими ремёслами считались плетение из кожи, тальника и конского волоса, обработка дерева и кузнечество. Сегодня все желающие могут научиться плести из кожаных ремешков, и это считается творчеством. А телеутские мужчины не считали плетение чем-то особенным. Это было ремеслом, которое нередко выходило за рамки домашних хозяйств: искусно сплетённую конскую сбрую и арканы продавали на томском и кузнецком рынках, что приносило неплохой доход. Были знакомы телеуты и с художественной ковкой. Например, кузнецы наносили орнамент на серьги и пуговицы. Сейчас всё это считается творчеством, а ведь когда-то было обычным повседневным занятием и образом жизни.