Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Подозреваемая в убийстве Ким Чон Нама «думала, что это розыгрыш»Гражданка Индонезии заявила, что ей якобы заплатили 400 малайзийских ринггитов (около 90 долларов США), чтобы она "подшутила над Ким Чон Намом"
15 ноября 2016, источник: АиФ Кузбасc

Ульгень разрешает. Как встречают гостей телеутские князья

Это только кажется, что безвозвратно ушли в прошлое князья со своей свитой, шаманы с бубнами, ритуальные огни и национальные герои. В бековском этнографическом музее «Чолкой» каждый день оживают легенды, и быль становится явью.

Посёлок в посёлке.

Владимир Челухоев

Тому, кто приехал в Беково первый раз, покажется необычным, что по соседству с современными рублеными домами с пластиковыми окнами находятся юрты и полуземлянки. В них, конечно, уже никто не живёт. Это только реконструкции музея под открытым небом. Но если зайти внутрь каждого строения, то мы отправимся в настоящее путешествие во времени. Например, находясь в деревянной конусной юрте, мы очутимся в XVII веке и увидим, как жили телеуты в то время. «Когда на экскурсию приходят дети, всегда спрашиваю: а вы смогли бы так жить? Большинство отрицательно качает головой, но всегда находится тот, кто скажет: «Да, смог бы!» или «А я бы попробовал… ", — рассказывает основатель и главный хранитель музея «Чолкой» Владимир ЧЕЛУХОЕВ.

Самая древняя юрта, которую Владимир Ильич реконструировал в своём музее, — белая. Её основу составляли прутья толщиной в палец, потом их обтягивали войлоком, сотканным из овечьей шерсти. Такое жилище можно было легко разобрать и перенести с места на место. Чего не скажешь о толстых брёвнах, из которых состоит большая многоугольная юрта. Она соседствует с белой, но переносит нас на несколько веков вперёд. В неё телеуты перебрались, когда перешли на осёдлый образ жизни. Изменился внешний вид юрты, но не изменилось внутреннее устройство. Также она разделена на мужскую (левую) и женскую (правую) часть. Посредине — очаг. Кухонная утварь, домашняя одежда и обувь, даже шкуры животных на стенах — всё здесь настоящее.

А если гулять дальше по посёлку-реконструкции, то мы забредём в «кышту». Это полуземлянка, которая бытовала у телеутов ещё в первой половине ХХ века. Стены в виде двойного плетня из прутьев заполняли внутри землёй и обмазывали глиной. Изнутри стены белили, а снаружи утепляли соломой, осокой и пластами дёрна. Крышу крыли жердями, берестой и дёрном. Кстати, сам Владимир Ильич родился в такой полуземлянке и прожил в ней до первого класса. «Когда к нам приходят пожилые люди, они украдкой утирают слёзы. Говорят: “Владимир Ильич, ты тут всё так поставил, как у нас дома стояло”. А я не мог поставить иначе, потому что до самой мелочи помню, как была расставлена мебель у моей мамы», — говорит Челухоев.

Сама жизнь решила.

Владимир Челухоев

О бековском музее знают не только и, наверное, даже не столько кузбассовцы. Несколько лет назад в «Чолкой» приехала семья из Германии. Немцы очень хотели познакомиться с телеутским князем и побывать в его юрте. «Как же вас занесло в сибирскую глубинку?» — недоумевали селяне. Оказывается, иностранцы знают не только о глубинке, но и о коренных жителях. А о «Чолкое» у себя на родине посмотрели фильм и захотели своими глазами увидеть, как жили люди тысячи лет назад. «Экскурсии мы проводим почти каждый день. Иногда даже по несколько раз за день. Группы туристов приезжают из Новосибирска, Красноярска и других регионов. Много приезжает иностранцев: были у нас здесь и испанцы, и французы, и англичане», — рассказывает научный сотрудник музея Владимир ЧЕЛУХОЕВ (сын Владимира Ильича).

А ведь этого уникального места могло и не быть. В 90-е годы на месте сегодняшнего «Чолкоя» был большой пустырь. Недалеко от него сиротливо стоял двухэтажный сельский дом культуры. Правда, второй этаж его пустовал. «Сама жизнь продиктовала необходимость создания музея. В 90-е гг. телевидение заполонила кровь, насилие, порнография. Новости пестрили жестокостью и развратом. Я тогда тяжело болел и, находясь в больнице, решил: если выкарабкаюсь, создам в нашей деревне ещё одно культурное место», — рассказывает Челухоев-старший. Но сразу столкнулся с трудностями: «Обратился к прежнему главе посёлка, чтобы он выделил мне второй этаж ДК под музей. Не разрешил. Мол, мы там что-нибудь другое сделаем. Пришлось добиваться помещения через главу района. Он сразу дал добро».

Так с оформления второго этажа забытого дома культуры и началось строительство музея. Денег не было, поэтому вся стройка легла на плечи Владимира Ильича и его сыновей. После работы и учёбы Челухоевы шли в будущий музей и допоздна трудились. «Первой моей дарительницей стала мама. Она отдала национальную одежду, мебель, кухонную утварь. Соседи и родственники помогали. Большое спасибо учёным из КемГУ — тоже поделились экспонатами», — рассказывает Владимир Ильич. В коллекции музея есть даже телеутская обувь из Монголии. Её старшина «Чолкоя» привёз из экспедиции. Рассказывает, что много веков назад телеутский народ кочевал в этой стране, поэтому там тоже сохранилась частичка его культуры.

Последний телеутский князь.

В 1999 г. Челухоевы открыли музей в доме культуры. Всё вроде бы хорошо: мечта сбылась, но не хватало атмосферы. Не было ощущения, что ты попал в другую эпоху. Так появилась идея построить музей под открытым небом. Сегодня строительство продолжается, и каждый год музей пополняется новыми строениями. «Помогают и селяне, и предприниматели, и районное управление культуры. Я сам со своей пенсии вкладываю деньги в развитие музея», — говорит Владимир Ильич. Главные строители, как и прежде, — дети. А ещё подросли внуки, которые тоже с увлечением трудятся в музее.

Когда в «Чолкой» приезжают туристы, у юрты загорается огонь. А телеутский князь — Владимир Владимирович — встречает гостей, играя национальный мотив на топшуре. Но попасть в юрту князя не так-то просто. Сначала нужно спросить разрешение у доброго духа — Ульгеня. Для этого шаман — Владимир Владимирович — проводит целый обряд с бубном у костра. Если Ульгень разрешит, то «иноземцы» обязательно попадут в удивительный мир предков, увидят, как кормят огонь, посидят у очага в юрте, попробуют выковать гвоздь в кузнице, обработать шкуру и даже пообедают телеутскими пельменями.

Конечно, шаман здесь не настоящий. Пока он ещё не родился. Но, как знать, может быть через десятилетия, а то и раньше, родится в Беково малыш с одиннадцатью пальцами на руках (по поверью, шаманами рождаются, а не становятся). Тогда туристов будут встречать настоящими обрядами, и мы станем свидетелями настоящего общения с духами предков.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей