Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ужасно великий: чем Стивен Кинг запугал все человечествоПопулярность Кинга у публики огромна, но академический литературный мир не может решить, причислять ли его к большим писателям
15 ноября 2016, источник: АиФ Кузбасc

Ульгень разрешает. Как встречают гостей телеутские князья

Это только кажется, что безвозвратно ушли в прошлое князья со своей свитой, шаманы с бубнами, ритуальные огни и национальные герои. В бековском этнографическом музее «Чолкой» каждый день оживают легенды, и быль становится явью.

Посёлок в посёлке.

Владимир Челухоев

Тому, кто приехал в Беково первый раз, покажется необычным, что по соседству с современными рублеными домами с пластиковыми окнами находятся юрты и полуземлянки. В них, конечно, уже никто не живёт. Это только реконструкции музея под открытым небом. Но если зайти внутрь каждого строения, то мы отправимся в настоящее путешествие во времени. Например, находясь в деревянной конусной юрте, мы очутимся в XVII веке и увидим, как жили телеуты в то время. «Когда на экскурсию приходят дети, всегда спрашиваю: а вы смогли бы так жить? Большинство отрицательно качает головой, но всегда находится тот, кто скажет: «Да, смог бы!» или «А я бы попробовал… ", — рассказывает основатель и главный хранитель музея «Чолкой» Владимир ЧЕЛУХОЕВ.

Самая древняя юрта, которую Владимир Ильич реконструировал в своём музее, — белая. Её основу составляли прутья толщиной в палец, потом их обтягивали войлоком, сотканным из овечьей шерсти. Такое жилище можно было легко разобрать и перенести с места на место. Чего не скажешь о толстых брёвнах, из которых состоит большая многоугольная юрта. Она соседствует с белой, но переносит нас на несколько веков вперёд. В неё телеуты перебрались, когда перешли на осёдлый образ жизни. Изменился внешний вид юрты, но не изменилось внутреннее устройство. Также она разделена на мужскую (левую) и женскую (правую) часть. Посредине — очаг. Кухонная утварь, домашняя одежда и обувь, даже шкуры животных на стенах — всё здесь настоящее.

А если гулять дальше по посёлку-реконструкции, то мы забредём в «кышту». Это полуземлянка, которая бытовала у телеутов ещё в первой половине ХХ века. Стены в виде двойного плетня из прутьев заполняли внутри землёй и обмазывали глиной. Изнутри стены белили, а снаружи утепляли соломой, осокой и пластами дёрна. Крышу крыли жердями, берестой и дёрном. Кстати, сам Владимир Ильич родился в такой полуземлянке и прожил в ней до первого класса. «Когда к нам приходят пожилые люди, они украдкой утирают слёзы. Говорят: “Владимир Ильич, ты тут всё так поставил, как у нас дома стояло”. А я не мог поставить иначе, потому что до самой мелочи помню, как была расставлена мебель у моей мамы», — говорит Челухоев.

Сама жизнь решила.

Владимир Челухоев

О бековском музее знают не только и, наверное, даже не столько кузбассовцы. Несколько лет назад в «Чолкой» приехала семья из Германии. Немцы очень хотели познакомиться с телеутским князем и побывать в его юрте. «Как же вас занесло в сибирскую глубинку?» — недоумевали селяне. Оказывается, иностранцы знают не только о глубинке, но и о коренных жителях. А о «Чолкое» у себя на родине посмотрели фильм и захотели своими глазами увидеть, как жили люди тысячи лет назад. «Экскурсии мы проводим почти каждый день. Иногда даже по несколько раз за день. Группы туристов приезжают из Новосибирска, Красноярска и других регионов. Много приезжает иностранцев: были у нас здесь и испанцы, и французы, и англичане», — рассказывает научный сотрудник музея Владимир ЧЕЛУХОЕВ (сын Владимира Ильича).

А ведь этого уникального места могло и не быть. В 90-е годы на месте сегодняшнего «Чолкоя» был большой пустырь. Недалеко от него сиротливо стоял двухэтажный сельский дом культуры. Правда, второй этаж его пустовал. «Сама жизнь продиктовала необходимость создания музея. В 90-е гг. телевидение заполонила кровь, насилие, порнография. Новости пестрили жестокостью и развратом. Я тогда тяжело болел и, находясь в больнице, решил: если выкарабкаюсь, создам в нашей деревне ещё одно культурное место», — рассказывает Челухоев-старший. Но сразу столкнулся с трудностями: «Обратился к прежнему главе посёлка, чтобы он выделил мне второй этаж ДК под музей. Не разрешил. Мол, мы там что-нибудь другое сделаем. Пришлось добиваться помещения через главу района. Он сразу дал добро».

Так с оформления второго этажа забытого дома культуры и началось строительство музея. Денег не было, поэтому вся стройка легла на плечи Владимира Ильича и его сыновей. После работы и учёбы Челухоевы шли в будущий музей и допоздна трудились. «Первой моей дарительницей стала мама. Она отдала национальную одежду, мебель, кухонную утварь. Соседи и родственники помогали. Большое спасибо учёным из КемГУ — тоже поделились экспонатами», — рассказывает Владимир Ильич. В коллекции музея есть даже телеутская обувь из Монголии. Её старшина «Чолкоя» привёз из экспедиции. Рассказывает, что много веков назад телеутский народ кочевал в этой стране, поэтому там тоже сохранилась частичка его культуры.

Последний телеутский князь.

В 1999 г. Челухоевы открыли музей в доме культуры. Всё вроде бы хорошо: мечта сбылась, но не хватало атмосферы. Не было ощущения, что ты попал в другую эпоху. Так появилась идея построить музей под открытым небом. Сегодня строительство продолжается, и каждый год музей пополняется новыми строениями. «Помогают и селяне, и предприниматели, и районное управление культуры. Я сам со своей пенсии вкладываю деньги в развитие музея», — говорит Владимир Ильич. Главные строители, как и прежде, — дети. А ещё подросли внуки, которые тоже с увлечением трудятся в музее.

Когда в «Чолкой» приезжают туристы, у юрты загорается огонь. А телеутский князь — Владимир Владимирович — встречает гостей, играя национальный мотив на топшуре. Но попасть в юрту князя не так-то просто. Сначала нужно спросить разрешение у доброго духа — Ульгеня. Для этого шаман — Владимир Владимирович — проводит целый обряд с бубном у костра. Если Ульгень разрешит, то «иноземцы» обязательно попадут в удивительный мир предков, увидят, как кормят огонь, посидят у очага в юрте, попробуют выковать гвоздь в кузнице, обработать шкуру и даже пообедают телеутскими пельменями.

Конечно, шаман здесь не настоящий. Пока он ещё не родился. Но, как знать, может быть через десятилетия, а то и раньше, родится в Беково малыш с одиннадцатью пальцами на руках (по поверью, шаманами рождаются, а не становятся). Тогда туристов будут встречать настоящими обрядами, и мы станем свидетелями настоящего общения с духами предков.