Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 ноября 2016, источник: АиФ Кузбасc

Переосмысление национального. Творческие люди и родная культура

В Кузбассе среди шорцев и телеутов множество творческих людей, которые стараются сохранить свою культуру ради будущих поколений — не секрет, что представителей коренных народов с каждым годом становится всё меньше.

Как они переосмысливают национальное, творя? Подробности выясняла корреспондет «АиФ — Кузбасс».

Уникальный ансамбль.

Надежда Ултургашева

Надежда УЛТУРГАШЕВА, профессор, доктор культурологи, руководитель студенческого фольклорного ансамбля тюркоязычных этносов Сибири «Алтын-Ай» («Золотая луна») КемГИК: «В нашем ансамбле представлены пять народов — алтайцы, хакасы, телеуты, тувинцы и шорцы. В таком составе мы выступаем чуть ли не единственные в стране. Это интересно и сложно — хоть все и тюрки, но каждый этнос со своими сложившимися стереотипами, менталитетом, элементами культуры и языком. Неправильно будет сказать, что участники ансамбля лишь поют и играют народную музыку. Они несут её в массы, даруют новое дыхание, новую жизнь, если хотите. А некоторые студенты регулярно выезжают на фольклорно-этнографическую практику, собирают различные песенные и музыкальные жанры фольклора народов Сибирского региона. После обработки эти произведения мы включаем в репертуар. В 1990-е годы с ростом национального самосознания все виды и жанры народного художественного творчества стали возрождаться, развиваться и транслироваться в современное культурно-образовательное пространство.

Сейчас участники ансамбля поют как народные, так и композиторские песни на слова известных в Сибири авторов. Например, «Родная Тува», «Чирим хустары» («Птицы земли моей») талантливого хакасского композитора Георгия Челборакова или алтайская песня «Энир дыылдыс» («Черноокая», или «Вечернее свидание»). Интересна песня «Эжегей» («Песня о тюркских богатырях»), которая повествует о различных периодах истории тюркских народов: о возрождении великого Тюркского каганата, его расколе, новом стремлении к единению тюркоязычных народов. Слова написала шорская поэтесса Татьяна Тудегешева, а вот автором музыки стала студентка университета культуры, солистка ансамбля Ольга Таннагашева.

Совсем недавно мы принимали участие в фестивале дружбы тюркских народов «Сибирская чайхана» в Новосибирске (показывали номер на основе свадебного обряда), с которого вернулись победителями — получили «бронзу» Радует, что в столице Сибири есть дом национальностей, где в качестве участников могут собраться различные народы нашего округа и страны. В Кемеровской области более 100 национальностей, проживающих на одной территории, но подобных домов дружбы у нас нет. Как было бы здорово, если бы мы все вместе могли встречаться в Кузбассе!"

Тюркские танцы.

Александр Осипов

Александр ОСИПОВ, руководитель танцевального коллектива «Чарык Сом» («Ясное отражение») г. Новокузнецк: «Два года назад я создал универсальный коллектив и начал учить своих танцовщиц классическим танцам, чтобы номера получались техничными и красивыми. Но затем постепенно стал придумывать национальные композиции. Я знаю всю тюркскую хореографию (этому особенно хорошо научили в КемГИКе), много моих родственников шорцев живут в Таштаголе (сам я оттуда), которые занимаются общественной деятельностью и активно продвигают родную культуру.

Конечно, в «Чарык Сом» мы танцуем не только шорские танцы, но и джаз, русские народные, классические. С подъёмом интереса к этнической хореографии я стал создавать номера на основе легенд, традиций, быта шорского народа — изображать в танце, к примеру, хозяина тайги Горной Шории и её жителей (белок, медведей, птиц). Сейчас работаю над созданием номера «Всадники» — шорцы ведь всегда ездили на лошадях. А со своим номером «Богатыри», в основе которого лежит героический эпос, мы объездили всю страну и завоёвывали призовые места и награды.

В последнее время интерес к тюркской хореографии в России возрастает, поэтому стало появляться больше профессиональных конкурсов и возможностей попасть на них. Но если в той же Тыве и на Алтае тувинский национальный танец очень развит (как у нас русский народный), то в Кузбассе дела с национальными танцами обстоят хуже: представителей коренных народов, обладающих нужными навыками и знаниями, с каждым годом становится всё меньше.

Несмотря на эту проблему, мы стараемся восстановить культуру шорцев, развить хореографическое искусство и вывести его на новый уровень".

«Относитесь бережно!».

Ирина Кискорова

Ирина КИСКОРОВА, художественный руководитель шорского этно-фольклорного ансамбля «От Эне» («Дух матери огня») г. Новокузнецк: «Основная задача ансамбля — пропаганда народной музыки шорцев, игра на шорских музыкальных инструментах и возрождение древнего горлового пения «кай».

Каждая из участниц владеет несколькими инструментами — деревянным кай-комусом, железным тебир-комусом, смычковым ыых-комусом, бубном и флейтой хобрах. В основе наших произведений, конечно, фольклор предков — старинные песни, наигрыши, сюжеты из героического эпоса, а также песни на тексты шорских поэтесс Таяны Тудегешевой, Любови Арбачаковой.

Сами мы тоже сочиняем много песен и наигрышей. Изучая литературные памятники прошлого, мы перерабатываем и переосмысливаем эти сюжеты, пытаемся понять принципы мышления и жизни героев, которые всегда нас поражают своей мудростью. Довольно быстро мы получили признание и любовь слушателей и с успехом гастролировали не только в городах Кемеровской области и ближайших регионах (Хакасия, Алтай, Тыва, Бурятия и т. д.), но и за рубежом — в Турции, Казахстане.

Я призываю всех бережно относиться к природе, её богатствам, к разным религиозным культурам и духовным традициям других народов! К сожалению, с каждым годом шорцев остаётся всё меньше и меньше — старики умирают, а у современного поколения уже другие идеалы, культура и субкультура. Поэтому ансамбль пытается сохранить и передать хотя бы то, что досталось нам от предков".

Представим духа в голове?

Сергей Челбогашев

Сергей ЧЕЛБОГАШЕВ, таштагольский мастер по художественной обработке дерева, лауреат областного конкурса 2010 года на лучший сувенир Горной Шории: «Я занимаюсь резьбой по дереву около 13 лет и работаю в основном с кедром. Профессия далась мне легче благодаря тому, что в школе я умел хорошо рисовать — мог представить, к примеру, как двигается воин. Учителя даже ругали — у меня в каждой тетрадке были узоры, звери, орнаменты. Потом привыкли.

70% успешной работы заключается в формировании формы в голове. Пока я не увижу мысленно фигуру со всеми её «подводными камнями» (думать могу пару дней), не сделаю качественно. Большая часть моих работ основана на шорском фольклоре и мифологии. Как я представляю, если мне хочется сделать скульптуру духа? Я пытаюсь мысленно оживить, к примеру, реку. Если река спокойная, красивая, даёт рыбу и воду, значит, она щедрая, со звонким голоском и озорным нравом — молодая девушка. А если река мощная, с омутами, глубокая, значит, её дух — сильная мудрая женщина.

Герои «Сказок Шапкая» Тотыша, которые «спрятались» в сквере в Мысках, вырезаны мною. Также я вырезал национального героя и охотника — могучего Ольгудека, правда, в миниатюре, в картине, но планирую сделать с ним большую композицию. Возле Таштагольского музея стоит бетонное изваяние духа горы Таг-Эзи, тоже моих рук дело. И недалеко от Таштагола, у родничка, где люди отдыхают, ещё один мой дух (только уже деревянный) — дух гостеприимства держит на руках дары природы. Ему местные жители всегда кидают мелочь на счастье. Даже если кто-то возьмёт оттуда себе на проезд, всё равно позже вернёт долг: народ принимает свою культуру очень близко к себе, у него нет к ней вероломного отношения. Сейчас я занимаюсь оформлением ледовых и снежных городков района, недавно открыл на горе Зелёной сувенирную лавку. Слава богу, работы хватает".

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку