Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
1 декабря 2016, источник: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

«Графика стен»: Третьяковская галерея представила эскизы монументальных росписей

В экспозиции представлены лучшие эскизы росписи храмовых и светских ансамблей XIX — начала XX века, многие из которых посетители увидят впервые.

Источник: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

В Третьяковской галерее открылась выставка «Графика стен». Эскизы монументальных росписей — один из интереснейших жанров графики. Они позволяют проследить перемену пристрастий архитекторов, заказчиков, а порой и смену художественных эпох.

К тому же эскизы, предназначенные для воплощения на больших стенах, отличает пластическая выверенность, яркость, чёткость и красота формы.

В экспозиции, организованной в рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники», представлены работы для крупнейших храмовых и светских ансамблей XIX — начала XX века. Кроме знаменитых произведений в неё вошли лучшие эскизы несохранившихся росписей и тех, которые так и не были созданы. Многие из экспонатов показывают впервые.

Выставку открывают работы Александра Иванова из цикла «Библейские эскизы» — около 200 акварелей. Художник хотел создать систему храмовых росписей на тему духовной истории человечества. По замыслу, вокруг центральной композиции должны были располагаться сцены из Ветхого Завета и античных мифов.

Зрители также могут увидеть эскизы фресок Исаакиевского собора, над которыми под руководством Василия Шебуева работали Фёдор Бруни, Алексей Марков, Карл Брюллов и Пётр Басин. Художники, работавшие в разной творческой манере, сумели создать гармоничную композицию, отражающую концепцию петербургских храмовых ансамблей классической эпохи.

Тему монументальной живописи в религиозных строениях продолжает Владимирский собор в Киеве, в росписи которого принимали участие Михаил Врубель, Виктор Васнецов и Михаил Нестеров. Представленные на выставке эскизы художников позволяют почувствовать колоссальную разницу в их мышлении.

Особое место уделено Покровскому собору Марфо-Мариинской обители в Москве, расположенному по соседству с Третьяковской галереей. История его оформления прослеживается от первых архитектурных идей до прорисованных эскизов икон, росписей и церковной утвари. Эти материалы составляют редчайший по своей полноте и гармоничности ансамбль.

Не менее интересной страницей в истории монументальной живописи стали интерьеры частных и общественных зданий. Посетителям представят рисунки Валентина Серова для столовой в доме Носовых, проекты Михаила Врубеля для особняка Саввы Морозова, а также цикл эскизов Виктора Борисова-Мусатова. Они отражают творческий поиск художников рубежа XIX-ХХ веков на пути от традиционной станковой живописи к форме панно.

В заключение гостям предлагают познакомиться с материалами по созданию Казанского вокзала в Москве. Этот последний в истории Российской империи художественный проект стал апофеозом русской дореволюционной культуры. И в концепции, и на практике авторы попытались соединить Восток и Запад, старое и новое. Здесь можно встретить элементы новгородской архитектуры, декор петровского барокко и идеи оформления интерьера эпохи модерна.