Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
2 декабря 2016, источник: АиФ Кузбасc

Борьба добра со злом. Сказочный мир шорцев и телеутов

Все события в мире, по шорским и телеутским преданиям, определяют две силы: доброе божество Ульгень и злое Эрлик. Злой бог направляет на человека беды, а добрый пытается помочь.

Корреспондент «АиФ — Кузбасс» выясняла, как появляются на страницах сказок коренных жителей Кузбасса страшные чудовища и богатыри-защитники, коварные люди и, в противовес им, простые охотники, которые в итоге добиваются справедливости.

Откуда телеуты появились?

Национальные сказки, как правило, записывали исследователи из числа самих телеутов и шорцев. Фольклористы кропотливо собирали и обрабатывали сказочные произведения, записывая их со слов деревенских старожилов. Один из самых известных телеутских фольклористов, просветителей и этнографов — Георгий Токмашев. В 20−30-х гг. прошлого столетия он не только записал, но и перевёл на русский язык и опубликовал эпические сказания и сказки телеутов и алтайцев.

Шорский богатырь

Среди записанных сказок несколько, например, посвящены князю Шуну. В них перекочевали сюжеты легенд о происхождении телеутского народа. Так, по одному из преданий, телеуты пришли в Бачаты из-за реки Иртыш. А привёл их могучий богатырь Шуни-Кайракан. Родился он от бывшего хана Кондаи и его первой жены. А от второй жены Кондаи родились три мальчика — Амыр-Сана, Темир-Сана и Колдон-Черю. Когда они выросли, то начали бороться с Шуни-Кайраканом за престол. После многих поражений Шуни-Кайракан отказался от первенства и бежал. Но с собой захватил телеутов — свой любимый народ. Оставив их в Бачатах, он обратился к русскому царю. Когда Шуни-Кайракан уходил, он оставил завет — не обижать его народ.

Простые герои.

Любовь Арбачакова

Взаимоотношения в семье часто становятся и сюжетом шорской сказки. Часто в них появляется гонимый брат (например, младший в «Алыг Анчи» или старший в «Уш-Карак»). Или же у героя вообще может не быть семьи («Чагыс — одинокий парень», «Подур Пакен»). Сказка, как рассказала Любовь АРБАЧАКОВА, исследовательница и собирательница шорского фольклора, всегда направлена на защиту героя от гонений. Потому героями шорских сказок («ныба») чаще всего становятся простые люди и животные. В отличие от сказаний о богатырях («алтын ныба»). Хотя в редких исключениях в сказках героями становятся и богатыри. Например, богатырская сказка «Кара Меке».

В волшебных шорских сказках человек не обладает магическим даром. Поэтому в трудной ситуации ему доброе божество посылает помощника. Часто такими волшебными помощниками становятся животные. Помощницей (а иногда, наоборот, противницей) героя может быть также женщина. Поэтому часто женщины в сказках могут перевоплощаться (например, в змею в сказке «Охотник Мерген»). Также с женщиной всегда связан мотив любви. Например, в сказке «Охотник Мерген» охотник спасает змею, запутавшуюся в пушистых ветвях кедра. Затем змея перевоплощается в прекрасную девушку, на которой и женится Мерген. В социально-бытовых сказках герою помочь некому. Поэтому ему приходится справляться своей смекалкой и умом.

«Традиционные зачины и концовки в шорских сказках обычно кратки: «Давно это было, оказывается» и т. д. В финале, как правило, сообщается о благополучной жизни героев. Часто в сказках встречаются формулы из героических сказаний. Они могут быть связаны, например, с угощением героя («Оголодавший желудок насытили, тяжёлые мысли развеяли») или со скоростью бега богатырского коня («Там, где ступала — следы есть, куда ушла — не видно)», — рассказывает Любовь Арбачакова.

Доля правды обязательна.

Как отмечают исследователи национальных сказок, шорские сказки и сказания предполагают связь с действительностью. Сказки как бы сообщают нам о том, что действительно было в старину. Показывают наблюдения народа за миром людей и природы.

В волшебных и социально-бытовых сказках анализируются социальные проблемы. Описывается жизнь людей, которым приходится работать на богачей. Сами же кааны (богатые люди) ущемляют права и обижают бедняков. Поэтому герои сказок всегда делятся на бедных и богатых, добрых и злых, щедрых и жадных. В понимании шорских сказочников богатый значит злой, жадный и глупый. А бедный, наоборот, добрый и очень смекалистый. Поэтому бедняк обязательно справится с богачом, и сам разбогатеет.