Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
8 декабря 2016, источник: АиФ Кузбасc

Обед не по расписанию. Культура питания коренных кузбассовцев

Сегодня режим питания телеутов и шорцев практически не отличается от нашего: у них тоже есть завтрак, обед и ужин, они тоже едят ложками и вилками, покупают продукты в магазине.

Тесное взаимодействие с чужой русской цивилизацией сделало жизнь коренных народов более сытой. А несколько веков назад культуры питания у исконных кузбассовцев практически не было.

Ели всё подряд.

О том, как питались телеуты и шорцы в былые времена, мы узнаём из записок путешественников и этнографов. Например, шведский путешественник Иоганн Петер ФАЛЬК о пищевой культуре телеутов в XVIII веке писал так: «Едят без разбора почти всё, даже павший скот, диких зверей, к тому же ещё не очень опрятно приготовленных». Но брезгливость европейца можно понять. Дело в том, что три века назад у телеутов и шорцев просто не было возможности приготовить еду в «опрятных» условиях. В юртах, в которых они жили, была, по сегодняшним меркам, только одна комната, условно разделённая на мужскую и женскую части. Об отдельной кухне, где готовят еду современные хозяйки, не могло быть и речи.

О том, чтобы перед приготовлением пищи или перед её употреблением, например, помыть руки, чаще всего не задумывались. Впрочем, коренные кузбассовцы мало заботились о чистоте. Не потому, что они не ценили чистоту, просто вопрос стоял о выживании. Так, ели коренные кузбассовцы не за столом, как сегодня, а, можно сказать, каждый в своём углу.

Валерий Кимеев

Как объясняет Валерий КИМЕЕВ, этнограф, доктор исторических наук, стол был маленький и один, а места в юртах мало. Кстати, еды в железных котлах тоже готовили мало, чтобы сразу съесть. Ели по очереди: сначала взрослые мужчины, потом что осталось — остальным. Пользоваться приходилось этой же немытой посудой. Особенно сложно было заботиться о чистоте посуды зимой. Как отмечает Валерий КИМЕЕВ, доктор исторических наук, этнограф, вынужденная антисанитария в национальных деревнях царила даже в 20-е годы прошлого века, поэтому были распространены инфекции, лекарств от которых не было. По этой же причине высока была и смертность среди коренного населения. Приобщать аборигенов к новому укладу жизни начали русские миссионеры.

Ели редко.

По словам Валерия Кимеева, даже в прошлом веке шорцы не знали о таких понятиях, как «завтрак», «обед» и «ужин». Питались обычно столько раз, на сколько хватало средств. Обеспеченные семьи, конечно, могли себе позволить трёхразовое питание. И питались они более разнообразно. А вот семьи бедняков чаще всего, говорит этнограф, ели только раз в день — вечером. «При мне обычно варили молочный суп с лапшой и картошкой, иногда отваривали отдельно картошку. Жарили редко, потому что масла не было. Уху варили всегда, колбу солили — это традиционное. Когда повезёт на охоте, ели медвежатину. Сушили полосками мясо (особенно конину) и потом жевали. Осенью, после забоя домашних бычков, тушили картошку с мясом и луком. Это вкусно, но к традициям мало относится, потому что русские тоже готовят так. У русских шорцы многому научились — варить варенье, солить грибы (раньше они вообще не знали, что их можно есть), солить свиное сало. Рыбу коптили в юртах на маленьком огне и открытом очаге», — рассказывает Валерий Макарович. Поэтому у шорцев и не было разделения блюд на «первое», «второе» и «десерт». Хотя пироги они любили, особенно из черёмухи.

Телеуты, напротив, ели гораздо чаще. По крайней мере, два раза в день. Обед они могли пропустить только из-за работы.

Дмитрий Функ

В своей книге «Телеуты» Дмитрий ФУНК, профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой этнологии исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, говорит о том, что в конце XIX — начале XX вв. режим питания телеутов уже практически не отличался от сегодняшнего: были привычные для нас завтрак, обед и ужин. Зажиточные семьи чаще всего завтракали хлебом со сметаной, запивая чаем с мёдом. На обед хозяйки подавали мясной бульон с зёрнами ячменя. Мясо телеуты ели отдельно. На обед варили кисели. Например, мучной с молоком или кисель из клубники или смородины. Один из примеров традиционного ужина — лапша с мясом и калина с хлебом.

Не так много мяса было в рационе телеутских семей со средним достатком. Мясо скота в таких семьях ели преимущественно по праздникам. Большей частью питались дичью, рыбой и лесными растениями.

Ложки, вилки и бокалы.

Из записок Василия ВЕРБИЦКОГО, миссионера Алтайской духовной миссии, мы узнаём, что уже в XIX веке телеуты для приготовления и хранения пищи, а также для сервировки стола использовали различную посуду. Например, из дерева делали ложки, мешалки для теста, половники для вылавливания из котла мяса и пельменей. Также из дерева изготавливали обеденные плоскодонные чашки с ручкой (алча аяк) и большие чаши (чара) с двумя ручками. Чай телеуты пили из специальных «бокалов» на поддоне (чочий). Деревянными были и специальные блюда для мяса (тепши). Кадки для ячменя и соли телеуты делали чаще всего из бересты. Берестяными были и черпаки.

Кстати, как отмечает Валерий Кимеев, местные тюркоязычные народы деревянную посуду изготавливали ещё до прихода русских. Шорцы тоже ели из деревянных чашек деревянными ложками. Правда, деревянную посуду было очень сложно вымыть — можно было только отскоблить. Деревянная посуда, как отмечают этнографы, всегда была у всех народов Сибири и у русских ещё до переселения. Отличия по форме, технологии изготовления никто не прослеживал. Поэтому, к сожалению, неизвестно, откуда пошла традиция изготавливать посуду у коренных кузбассовцев.

Супы варили в железных котлах. «Сегодня в красивых книжках красочно описывают рецепты блюд, выдавая их за традиционные. На самом деле такого обилия не было. Поэтому все сегодняшние блюда сильно осовременены», — говорит Валерий Кимеев. Действительно, сегодня у каждой шорской и телеутской хозяйки есть свои секреты и способы приготовления блюд, которые они считают традиционными, несмотря на то, что от традиции кулинары уже давно отошли.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку