Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Подозреваемая в убийстве Ким Чон Нама «думала, что это розыгрыш»Гражданка Индонезии заявила, что ей якобы заплатили 400 малайзийских ринггитов (около 90 долларов США), чтобы она "подшутила над Ким Чон Намом"
12 декабря 2016, источник: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

От сруба к памятнику архитектуры: как менялся Киевский вокзал

Над первым зданием вокзала потешались и даже рисовали с него карикатуры. А нынешнее стало лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2016». Как и когда на месте неприглядной постройки вырос памятник в неоклассическом стиле?

Источник: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Студенческая улица лениво.

Выводит нас на Киевский вокзал,

Где под часами вновь неторопливо.

Встречаются влюблённые глаза.

(«Дорогомилово моё»).

Сколько путешественников с нетерпением ждали, когда появится на горизонте башня с часами и накрытый стеклянным куполом перрон Киевского вокзала? А сколько из них торопились отсюда в Брянск и Калугу, Хмельницкий и Кишинёв, Киев и Одессу? Сколько любителей музыки собрал шумный вокзал в «Ночь искусств», когда поезда уходили под слаженное пение, а капелла артистов Академии хорового искусства?

Памятнику архитектуры к такому вниманию не привыкать. Ещё в XIX веке здание на этом месте «полюбили» карикатуристы, в 1918-м уже другая станция в том же Дорогомилове попала в кадры кинохроники. Позже вокзал мелькал в кино и на полотнах художников. Его изображение можно увидеть даже на подстаканниках, в которых и сейчас проводники подают горячий чай.

Началась история вокзала в XIX веке, а более 100 лет спустя здесь провели масштабные работы по восстановлению.

Автор проекта реставрации Татьяна Кац стала лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2016». Также были отмечены организация и качество выполнения ремонтно-реставрационных работ.

Ямская слобода и заводы

Район вблизи нынешнего Киевского вокзала издавна связан с перевозками. Ещё во времена Василия III в Дорогомиловскую слободу из села Вязьмы переселили «государевых ямщиков» — крестьян, освобождённых от всех повинностей, но взамен этого обязанных заниматься «ямской гоньбой», то есть перевозить пассажиров и грузы. В конце XVI веке Борис Годунов поселил по обеим сторонам Большой Дорогомиловской улицы ямщиков. Так здесь образовалась ямская извозчичья слобода.

В XIX веке вблизи Дорогомиловской заставы работали Трёхгорный пивоваренный завод и Трёхгорный цементный завод. На Бережковской улице находился один из самых крупных московских сахаро-рафинадных заводов «В. Генер и Ко», а также напилочная, красильно-аппретурная, канвово-ткацкая и другие мелкие фабрики. За заставой открылись завод гарного масла и мыла и завод оцинкованного железа. В Новопроектированном переулке в 1872-м основана фабрика мраморных и гранитных изделий, на Малой Дорогомиловской улице в том же году — щёточное заведение, а на Большой Дорогомиловской улице — колёсное.

Железнодорожная станция вместо огородов

Однако в Дорогомилове были и не занятые капитальной застройкой земли: огороды, дровяные склады, пустоши. Без особых трат на снос здесь можно было расположить железнодорожное хозяйство. Поэтому отсюда в конце XIX столетия Общество Московско-Киевско-Воронежской железной дороги решило проложить путь в Брянск.

Участок, называвшийся «Бережковские огороды», отдали под застройку. Было ясно, что с открытием вокзала движение здесь усилится, но набережная размывалась половодьем, да и Бородинский мост обветшал. Городу пришлось заменить мост новым и обустроить от него до владений железной дороги набережную.

В 1897—1899 годах слобода превратилась в большую стройку. Самый крупный участок земли отошёл под товарную станцию, где довольно быстро появились кирпичный пакгауз, крытые железом навесы для грузов и товарная контора, здание которой сохранилось до сих пор. К весне 1899-го Брянский вокзал был почти готов, и уже в июне его освятили, а 1 августа пустили первый почтово-пассажирский поезд. Новая однопутная дорога могла пропустить две пары пассажирских и три пары товарных поездов в сутки.

Главархив Москвы

К открытию перед вокзалом разбили шатёр, куда привезли особо чтимые иконы. На церемонию собрались городской голова князь В. М. Голицын и другие представители московской власти, почётные гости во главе со строителем дороги — инженером М. И. Григорьевым.

Ни одна станция в Москве не служила поводом для карикатур так часто, как эта вытянутая деревянная постройка с двумя подъездами. Их авторам смешным казалось всё: и провинциальный вид, и пассажиры с закопчёнными от керосинок носами, и скупая компания, что «украсила Москву таким срубом».

Здание выглядело временным, но разве есть что-то более постоянное, чем временное? Вокзал простоял 15 лет.

Солнечные залы, механические часы и дебаркадер Шухова

Первоначальный проект современного вокзала в неоклассическом стиле инженер И. И. Рерберг разработал в 1912 году. Позже в него внесли изменения при участии архитектора В. К. Олтаржевского. Здание заложили перед началом Первой мировой войны — 28 мая 1914 года, а открыли в 1918-м. Прежний коридор, куда еле протискивались пассажиры с узлами и чемоданами, не шёл ни в какое сравнение с просторными, залитыми светом залами, украшенными колоннами.

Композиция монументального сооружения слагалась из п-образного богато декорированного корпуса с высокой часовой башней и перронного зала, заключённого между боковыми крыльями главного корпуса. Главный фасад украсили скульптуры С. С. Алешина.

Главархив Москвы
Главархив Москвы
Главархив Москвы

Верхнюю часть башни декорировали арочными окнами, куполами и скульптурами. В ней до сих пор работают механические часы, установленные при постройке вокзала. До отмены перехода на летнее и зимнее время их стрелки переводили вручную. Эти часы и кремлёвские куранты — единственные сохранившиеся до наших дней механические часы Москвы.

Пространство над перронами перекрыто застеклёнными стальными арками. Этот дебаркадер, который напоминает парящий в воздухе прозрачный купол, разработал знаменитый архитектор В. Г. Шухов.

Новое имя — новая жизнь

В 1934 году Брянский вокзал переименовали в Киевский. Этим названием он обязан магистральному направлению железной дороги. Спустя год был утверждён генеральный план реконструкции Москвы, в котором говорилось, что «площадь Киевского вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учётом ансамбля Москвы-реки».

Проектирование и строительство станции метро «Киевская» в 1935—1937 годах сразу вели с учётом будущего развития вокзала. Оно предполагало сооружение комплекса зданий пригородного сообщения. Главным руководителем проекта стал архитектор Д. Н. Чечулин. По его замыслу в 1940 году построили двухуровневое здание со сложной композицией, включавшей полуподземную (цокольную) и надземную часть. В композиции доминировал крупный куб кассового зала, перекликавшийся с главным зданием вокзала.

В послевоенное время построили надземный вестибюль станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии. Выходной павильон подземки был вплотную пристроен к северной стороне дебаркадера и занял промежуток между западным торцом правого крыла главного здания вокзала и восточным фасадом пригородного. Такая композиция Киевского вокзала с пригородным вокзалом и вестибюлем метро в основном сохранилась до настоящего времени.

Гостиницы и сквер возле Киевского

В июне 1979 года Московский городской совет народных депутатов утвердил проект застройки площади Киевского вокзала. Он предусматривал строительство гостиниц «Интурист» и «Киевская» (вторая очередь работ), реконструкцию вокзала и пристройку новых залов для пассажиров. Также в проект вошло строительство Киевской улицы, участка Ростовской набережной, моста через реку по трассе Третьего транспортного кольца и трёх подземных пешеходных переходов.

Интерьер детской комнаты на Киевском вокзале. Автор: Володарская. Дата съёмки: 24 июля 1980 года. Место съёмки: Москва. Главархив Москвы

Согласно плану, между вокзалом, Большой Дорогомиловской улицей и гостиницей «Киевская» должен был появиться сквер с фонтанами. Существовавший сквер у Москвы-реки постановили реконструировать, расширив речной причал.

На перроне Киевского вокзала. Автор: Володарская. Дата съёмки: 1980 год. Место съёмки: Москва. Главархив Москвы

В 1979—1981 годах здание вокзала отреставрировали: немного модернизировали кровлю перронного зала, воссоздали элементы первоначальной внутренней отделки.

На Киевском вокзале. Автор: С.Н. Поминов. Дата съёмки: июнь 1992 года. Место съёмки: Москва. Главархив Москвы
В ресторане Киевского вокзала. Автор: Володарская. Дата съёмки: 1970-е годы. Место съёмки: Москва. Главархив Москвы

Майолика, росписи и скульптуры в новом свете

К 2010-м годам фасады и интерьеры вокзала нуждались в реставрации. В здании отреставрировали участки стены и подпружные арки, гранитные ступени и цоколь с решётками, колонны, пилястры, металлические и каменные скульптуры.

Специалисты также отремонтировали кирпичную кладку фасадов, воссоздали декоративный слой штукатурки, металлическое покрытие выступающих частей стен и водосточных труб. Латунные ручки и дверные петли выполнили по образцу оригинальных, а пластиковые оконные блоки на первом этаже заменили на реставрационные.

Новую жизнь получила и майолика на фронтоне — яркое рельефное изображение Георгия Победоносца, покровителя Москвы. Её расчистили от грязи и растительности, восстановили утраченные фрагменты.

На этом же фасаде изображён стоящий во весь рост Михаил Архангел, а на боковом северном — текущая из кувшина река и два перекрещённых знамени с инициалами Петра Первого. Из керамических осколков сделаны и рамки вокруг курантов на башне, которая венчает здание вокзала.

В залах дальнего следования восстановлена роспись, а некоторые детали интерьеров и даже целые помещения получили другой цвет. Отреставрировали и овальное панно на потолке с крупными буквами МКВ и датами — 1914 и 1916. МКВ — это Московско-Киево-Воронежская дорога, а даты — время начала строительства вокзала и предположительная дата завершения.

Новую жизнь получит и промзона вблизи Киевского вокзала и Третьего транспортного кольца. Здесь построят жильё со всей необходимой социальной инфраструктурой и создадут рабочие места.

Проект реконструкции здания вокзала стал лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2016». Вместе с ним в список лучших проектов в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия попали павильон «Беларусь» на ВДНХ, станция метро «Киевская», дом на Тверской, в котором в разное время находились палаты XVII века, гостиница «Дрезден» и ресторан «Арагви».

Комментарии
1
Риммочка Шевчук
Интересная история, как и вся история Москвы. Любимый родной мой Киевский вокзал. От приближения к нему из дальних странствий всегда учащенно билось сердце во все времена. Сейчас же он не просто красив - великолепен. Настоящее произведение архитектуры и искусства. Живу недалеко от него и каждый раз радуюсь, приближаясь и видя его во всей красе.
ОтветитьСсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей
Реставрационные работы идут на Киевском вокзале
11 октября 2016© Ньюстюб