Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
12 декабря 2016, источник: АиФ Кузбасc

Царь стола. Как шорцы без хлеба жили?

Исконно шорцы земледелием практически не занимались, поэтому неудивительно, что на их столах хлеб появился не сразу. Много веков место горячих пышных булок из русской печи занимали пресные лепёшки и талкан — ячменное толокно.

Блюдо из ячменя, кстати, часто заменяло хлеб, но ещё чаще становилось и основной пищей. В том, как же шорцы жили без хлеба, разбиралась корреспондент «АиФ — Кузбасс».

Практично и просто.

Несмотря на то, что огородов и полей до конца XVIII веке у шорцев не было, они к этому времени знали такое злаковое растение, как ячмень. Даже выращивали его сами. Ведь именно из него аборигены готовили своё главное блюдо — талкан. Это истолчённые и обжаренные зёрна ячменя. Вот что писал о них тюрколог Василий РАДЛОВ: «Ячмень здесь едят по-разному: в виде крупы, толчённой в больших деревянных ступах, в виде талкана, поджаренным и растёртым, чаще в сухом виде, но и разболтанным в холодной воде, молоке и мёде, варёным на воде или молоке».

Кстати, неудивительно, что первой зерновой культурой, которую шорцы научились выращивать, был именно ячмень. Ведь он неприхотлив и не требует большого ухода. Кстати, у шорцев даже есть легенда, что у предка одного из их родов Тебир Кириша из пупа вырос колос ячменя. Так его род впервые получил зерно. Затем потомки поделились им с другими людьми.

Талкан заменял шорцем и завтрак, и обед, и, бывало, ужин. Вот что писал миссионер Василий ВЕРБИЦКИЙ: «По утру и днём они ничего не едят, кроме талкана… В каждой юрте имеются ручные жернова, которые в больших семействах находятся почти в постоянном дневном круговращении. Потому что каждый член семьи, большой и малый, сам себе намалывает талкана во всякое время, когда ему захочется есть, и всегда в количестве, которое поместилось бы без остатка в его маленькую чашечку. Талкан употребляется большею частию сухой, а иногда и в смешении с водою… Талкан довольно вкусен, сытен и лёгок».

Условия такие.

Возделыванием ячменя по большей части ограничивалось земледелие и в XIX веке. Однако сеяли его так мало, что даже не покрывали собственные потребности, поэтому приходилось выменивать его у русских крестьян на рыбу. Василий Вербицкий писал: «Хлебопашеством занимаются мало и допотопным образом: роют землю абылом, вроде закруглённой мотыги, сеют пшеницу и ячмень. Уборка этих хлебов производится так же, как и льна: растение выдёргиваётся с корнем. Собранный таким образом хлеб связывается у колосьев в небольшие пучки, парами, и вывешивается на жерди для просушки. Спустя неделю или более, судя по состоянию погоды, колосья высохших пучков берут в руки у комля, держат над разложенным на пашне огнём, так что солома вся горит, а в руках остаются все колосья, которые бьют палками и очищают от плевел. Для сохранения зерна на пашне же врывают в землю четыре столба, настилают жердями, и на этот пол, отстоящий от земли аршина на два, ставят большие короба из бересты и наполняют их зерном. Большой короб вмещает в себе пудов до 25. Покрышка коробов состоит из жердей, бересты и земли. В таких воздушных амбарах хлеб сохраняется отлично».

Вера Телякова

Как предполагает Вера ТЕЛЯКОВА, лингвист, автор книги «Блюда шорской бабушки», причина неразвитого в то время землепашества была в том, что открытого пространства для посева было мало: «Те земли, которые с трудом отвоёвывались у тайги, требовали слишком много усилий для возделывания. Кроме того, привычка к охоте, собирательству и рыболовству пересиливала землепашество и скотоводство». Вместе с тем Радлов отмечает, что там, «где местная равнина была богата травами», население активно занималось земледелием и скотоводством, многие даже успешно, получая прибыль.

Разнообразней пища стала, конечно, с появлением пшеничной муки. Радлов в 1861 г. пишет: «На Кондоме люди употребляют в пищу небольшие лепёшки из пшеничной муки, очень простые в приготовлении: смешивают муку с водой, добавляют немного соли, лепят из этого небольшие плоские лепёшки и выпекают в горячей золе у очага». Назывались такие лепёшки теертпек. Они тоже заменяли шорцам хлеб. Также теертпеки варили в кипящем мясном бульоне или воде. Лепёшки эти выглядели так: прямоугольные пластинки, нарезанные из тонко раскатанного теста. Чаще всего их варили в мясном бульоне перед тем, как добавить в него лапшу. Получалось, что шорские хозяйки «убивали двух зайцев разом»: и суп с лапшой варили, и лепёшки к нему готовили. Растительного масла у них не было, поэтому неудивительно, что лепёшки приходилось не жарить, а именно варить. Кстати, этот способ сохранился у шорцев надолго, потому что и в ХХ веке не многие семьи могли похвалиться достатком и возможностью купить масло.

Настоящий хлеб шорцы научились готовить у русских. Однако печь его, а уж тем более купить долго ещё могли себе позволить только богатые шорцы.

Почему нужно есть хлеб?

Любовь Молярова

На вопрос отвечает врач-диетолог Любовь МОЛЯРОВА:

— Хлеб богат углеводами. Они составляют основу питания человека, т. к. являются главным источником энергии. Поэтому в пирамиде питания 30% потребляемой нами пищи — изделия из зерна. Если мы исключаем из нашего рациона хлеб, возникает энергетический дефицит, т. е. несоответствие потраченной энергии и потребляемых калорий. Для сохранения энергетического баланса мы будем вынуждены доедать продуктами из других групп, а это чаще жиры или быстрые углеводы (кондитерские изделия, сладости), что непременно скажется на состоянии здоровья. При исключении из питания хлеба организм не получит в нужном количестве витамин В. В идеале в день человек должен съедать 250 граммов хлеба.

Конечно, в XVIII, да и в ХХ веке, возможности правильно питаться у людей не было по объективным причинам. Продуктов элементарно не хватало. Сегодня, к счастью, продукты стали доступнее. Поэтому современному человеку нужно заботиться о своём питании: стараться соблюдать режим и состав основных приёмов пищи (в рационе обязательно должны быть белки, жиры и углеводы; пища должна быть разнообразной). Сегодня стало модным отказываться от мяса. Кто-то ссылается на то, что «религия не позволяет», кто-то не хочет есть «мёртвое». Однако это неверный подход. Мясо в рационе человека должно быть обязательно, но, конечно, и переедать не стоит.

В концепции рационального питания прописаны три основных приёма пищи и два дополнительных. Так, основу завтрака должны составлять сложные углеводы. Пища должна быть тёплой (т. к. организм ещё не проснулся). Идеальный вариант — каша на воде или молоке и варёные овощи. Чай или кофе желательно пить через 40 минут после еды. На обед нужно есть горячее — суп или бульон с кусочком мяса, а также овощной салат. Овощи могут быть сырыми, потому что организм уже готов к перевариванию пищи. Ужин должен быть лёгким. Например, тушёные овощи. Если вы занимаетесь физический трудом, то к ним лучше добавить крупяной гарнир. Можно также добавить кусочек рыбы.

Перекусы приветствуются два раза в день: до обеда и до ужина. До обеда можно съесть, например, фрукт и что-то сладкое: зефир или кусочек чёрного шоколада. До ужина перекусить можно кисломолочным продуктом.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей