Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 декабря 2016, источник: АиФ Кузбасc

Когда придёт успех? Издатель — о современной литературе и авторах

Девятнадцатилетний кемеровчанин Глеб СТАФЕЕВ, студент Кемеровского института РЭУ им. Г. В. Плеханова, уже четыре года издаёт книги начинающих и уже именитых авторов. Причём не только кузбасских. Книги молодых писателей издатель выпускает бесплатно.

Для этого он разрабатывает проекты и выигрывает гранты, а также ищет спонсоров. Сегодня Глеб размышляет, почему так нужны бесплатные издательства, к чему тянется современная литература, и почему писатели не любят издателей.

Больше пишущих, чем читающих.

Наталья Исаева, «АиФ — Кузбасс"​: Глеб, по вашим наблюдениям, насколько сегодня вообще востребованы книги, особенно «местная», нераскрученная литература?

Глеб Стафеев

-Сегодня больше популярны не печатные, а аудиокниги. Времени, чтобы сесть спокойно почитать любимую классику или новинку, чаще всего не хватает. Тогда как аудиокнигу можно слушать, например, в машине по дороге на работу и с работы, или дома перед сном. Например, мы издали впервые книгу кузбасского поэта Ильгизара Ягфарова вместе с аудиокнигой внутри книги. Это новизна в книгоиздании Кузбасса.

Аудиоиздания востребованы, интересны людям, поэтому мы много работаем в этом направлении. Кстати, Кузбасс здесь, можно сказать, идёт впереди других регионов. Летом мы ездили в Санкт-Петербург, выступали на радио «Мария». В прямом эфире как раз рассказывали о проекте бесплатного книгоиздания и аудиокнигах. Сколько вопросов было от петербуржцев! Им так понравилась сама идея записи книг на диск. У них такого, оказывается, просто нет.

Потребность в печатных книгах, конечно, тоже есть. Например, у старшего поколения, которое привыкло держать в руках именно книгу, а не диск. Востребована красочная детская литература, детективы, фантастика. Для авторов, особенно молодых, бесплатное издание своей книги — хороший старт. Ведь сложно сегодня найти деньги на то, чтобы издать сборник своих стихов или рассказов. Один из последних наших проектов — «Поэты университета». Мы реализовывали его на грант, который дал РЭУ им. Г. В. Плеханова. В проекте участвовал поэт-песенник, литератор Михаил Андреев. Рассказы и стихи присылали со всей России! Всего в сборник вошли произведения 24 авторов: студентов из Кемерова, Владивостока, Перми, Москвы. Для них это было совершенно бесплатно. Молодёжи нужна площадка, на которой можно было бы высказаться, поделиться творчеством. Долгое время у нас в Кемерове существовала газета «ЯСНО». Тоже один из моих проектов. В ней бесплатно публиковались местные поэты и прозаики. К сожалению, сейчас пришлось перейти на электронный формат, потому что на бесплатном долго не проживёшь.

— Сколько стоит издать книгу? Как вы отбираете авторов, которых будете издавать бесплатно? Грантов же на всех не хватает.

— Гранты, конечно, не резиновые. В книгоиздательстве хорошо помогают партнёры и спонсоры, сами авторы, часто приходится вкладывать собственные деньги. Благодаря федеральным и областным грантам удалось реализовать много проектов. Например, «Литературный дует». Мы издавали сборники на двух молодых авторов (до 30 лет). Для них всё было совершенно бесплатно. В музее изобразительных искусств устраивали презентацию, на которой авторы представляли свои книги. Тогда же с помощью партнёров мы издали авторский сборник рассказов Виктории Обуховой, очень талантливой девушки.

На самом деле в издательской деятельности не так дорого обходится печать, как сама услуга: написание статьи, редактура, вёрстка, дизайн. Каждая книга индивидуальна, поэтому цена зависит от объёма, цветности. Например, грант на бесплатное книгоиздательство — 100 тыс. руб. На эти деньги мы издаём только 10 авторов, по 100 экземпляров маленьких сборников.

Я, по сути, не выделяю таланты. Молодым помочь нужно. Другое дело, когда приходят уже пожилые люди. Часто стихи их слабые. Поэтому нужно честно признаться себе, какой дальше резон для творческого развития? Смысла нет. Кто-то говорит, что хочет издать для себя и своей семьи. Но в большинстве авторы хотят славы, каких-то баснословных денег, спрашивают про гонорары. На своём опыте общения с авторами и с другими издателями убедился, что издание книг — дело неблагодарное. Большинство писателей уверены, что издатели миллионы на их произведениях зарабатывают, прославляются за их счёт. Сколько уже обвинений выслушать пришлось! Издаёшь бесплатно, а всё равно мошенник! А ведь на бесплатном книгоиздательстве не заработаешь. Какие вообще деньги можно получить с книги 15−16-летней девочки, которая никому не известна и стихи пишет слабые? Почему-то пока у авторов, особенно молодых, нет понимания того, что для славы и гонораров нужно много работать. И быть действительно талантливым! Сегодня ведь, по сути, стало больше пишущих людей, чем читающих. Поэтому аудиторию нужно зацепить чем-то, привлечь внимание, где-то, возможно, удивить.

Поэты и шаблоны.

— По вашим наблюдениям, к чему сегодня стремятся авторы? В чём они самобытны или, наоборот, чему подражают?

— Заметил, что сегодня мышление у молодёжи «клиповое». Многие хотят бесплатно издаться, быстро прославиться, попасть на ТВ. И, кстати, редко благодарят за издание их книг, даже бесплатных. У нас был случай, когда девочка со слезами на глазах спрашивала, почему её не показали по телевизору, ведь у неё вышла первая книга?! Авторское тщеславие книгоиздателя доводит до полного психологического срыва. Звонят даже ночью. По большей части, сегодняшняя поэзия штампованная, с однотипными темами. В основном — про любовь. Была, например, книга «Миллион сообщений в сети». Оригинально, конечно. Ничего плохого нет в том, что девочка идёт в ногу со временем. Но ведь всё такое однотипное. Примитивная поэзия приелась, её никто не покупает. Авторы вроде бы и хотят выделиться нестандартным построением строк, размером, используют тонический и фигурный стих, разные ритмы. Но не всегда это помогает. Чтобы тебя читали, нужен именно свой стиль. Например, модные сегодня Ах Астахова и Вера Полозкова — нашли свой индивидуальный стиль. Астахова — читает под пианино, Полозкова — без музыки, по большей части «документальные пьесы». Поэтому чтобы быть востребованным, нужно найти свой стиль. Или в нужный момент попасть в нужную тему.

В противовес одержимой славой молодёжи — поколение литераторов, которые начинали творческую деятельность ещё в советское время. Здесь, в Кемерове, я издавал сборник стихотворений Михаила Андреева. Песни на его стихи вся страна поёт: ведь у неё вышла первая книга?! «Отчего так в России берёзы шумят… » и т. д. Однако простой в общении человек, славы не хочет. Он сказал «спасибо» за издание книги. Мы с ним продолжаем сотрудничать, и сотрудничество это приятное.

Сейчас мы работаем над новой книгой «Бесконечность». Это сборник стихов восьми авторов. Это интересный проект, в котором участвуют молодые талантливые поэты Роман Иванов и Константин Стафиевский. Костя, кстати, самобытный поэт из Кемерова. Он пишет очень глубокие, продуманные стихотворения. Думаю, что чувствовать то, о чём ты пишешь, — это тоже часть будущего успеха для любого поэта.