Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Так начиналась война Минобороны раскрыло секретные документы о первых днях Великой Отечественной войны
29 декабря 2016, источник: АиФ Кузбасc

Ружьё и коня за невесту. Какие обряды соблюдали шорские и телеутские семьи?

Некоторые русские свадьбы до сих пор не обходятся без традиционного похищения и выкупа невесты, посыпания дороги суженых рисом или пшеном и откусывания кулича, чтобы определить, кто в доме будет хозяином.

Какие обряды были у малых коренных народов, выясняла корреспондент «АиФ — Кузбасс».

Жена старше мужа.

Этнограф Дмитрий КАЦЮБА писал, что в прошлом свадьба шорцев и телеутов была не частным отдельным делом, а социально-экономическим актом. Решение вопроса о женитьбе значило, что родные жениха и невесты давали или не давали согласие на брак людей и обязательно материально помогали им — в уплате калыма, в проведении свадьбы, в строительстве жилья и т. д.

В свадебном обряде Дмитрий Васильевич выделяет три периода: досвадебный, свадебный и послесвадебный. В старые времена, как только у людей рождались дети, их родители договаривались через 12−15 лет поженить их. Из дурных семей женихов и невест брать остерегались. Мальчики в религиозные праздники приносили девочкам подарки: платки, серьги, кольца, баранов и различный скот. Свекровь не принимала в дом невесту без кукол «эмегендер», которых должно быть 12, — они были хранителями очага, благополучия и достатка. А нередко жених и невеста видели друг друга впервые именно на своей свадьбе. Невеста, конечно, должна была быть девственницей.

В ХIХ-ХХ вв. женщина часто была старше своего жениха (на 5−20 лет) — ей нужен был работник по хозяйству. Больше всего родители хотели, любили и ждали сыновей как продолжателей рода, только им выделяли землю, угодья и домашнее имущество (дочери получали лишь приданое, состоящее из одежды и специального мешочка для хранения металлических вещей — иголок, ложек, монет, расчёсок и т. д.). Почитание старших всегда сохранялось. В это время для шорцев и телеутов существовало два основных способа заключения брака: воровство «кыс аларга» и сватовство «куда».

Без драки никуда.

Невест шорцы и телеуты воровали по разным причинам: чтобы не платить выкуп (для бедных семей выкуп был разорением), если девушка противилась парню, который положил на неё глаз, и если её за него не выдавали богачи-родители. После кражи будущей невесты будущие родственники договаривались друг с другом о калыме. За девушку могли предложить ружьё и коня, а за то, что мать вскормила её своим молоком, — дойную корову и 200−300 рублей. С 60-х гг. ХХ века платить стали только деньгами, но суммы возросли, ведь цены стали совсем другими. Мирение происходило не всегда с первого раза, но оно обязательно было нужно, чтобы молодые супруги жили счастливо, чтобы их дети не болели, род не прерывался и во всём был достаток и благополучие. Считалось, что если молодая девушка проведёт в доме потенциального жениха ночь, то после этого её никто больше не возьмёт в жёны, поэтому родственники похищенной девушки часто, отчаявшись, отдавали любимую дочь даже за не очень богатого парня — ничего тут не поделаешь, позор. Со временем, конечно, воровство (или умыкание) переросло в шутку, но такая форма семейного обряда жива до сих пор.

У телеутов было распространено сватовство: сваты от жениха приезжали к родителям девушки, заводили разговоры о погоде, урожае, постепенно переходя к главной теме. Родителей угощали вином и договаривались о калыме. На брак, конечно, соглашались не всегда. Если о сватах знали заранее и кандидатуру мужчины никак не одобряли, на дверь вешали большой замок или стелили перед дверью солому — эти знаки без слов говорили об отказе родителей невесты выдавать свою дочь замуж.

Обряд и советы.

В середине-конце прошлого столетия свадьбы стали приобретать более цивилизованный характер: молодые сами выбирали себе пару (знакомились на играх, гуляниях и вечеринках) и советовались с родителями. Старшим был, как правило, мужчина. Праздник любви проводили в основном осенью, когда убран урожай, или на значимые события по временам года (зимой, к примеру, на Рождество). Девушку наряжали в национальную одежду — платье из красного шёлка или атласа с манишкой на груди, подпоясывали кушаком с разноцветными полосами и богатыми кистями, сверху платья надевали лёгкий свадебный наряд из шёлка с воротником из шали, отделанным бархатом, и четырьмя кистями у пояса. На голове невесты красовался разноцветный платок с высокой собольей шапкой. Одеяния жениха были куда проще, а со временем превратились в обычный официальный брючный костюм, как и колоритный наряд девушки — в привычное всем белое воздушное платье.

На пути, пока невеста ехала к дому жениха, всем горам и рекам отдавалось почтение: участники торжества бросали кусочки жертвенной пищи, брызгали вином — на удачу. У дома жениха начинался выкуп приданого, отдельно каждой его части — взамен обычно предлагали водку. Самое почётное место за столом доставалось старшей родственнице, направо от которой садились мужчины, а налево — женщины. Угощать тоже начинали с почётных гостей — грудинку барана давали уважаемой родственнице со стороны невесты, а заднюю часть — гостю со стороны жениха. Остальным раскладывали оставшееся мясо и наливали вино. За столом все одаривали друг друга подарками, и этот процесс порой напоминал состязание «Кто больше подарит» (дары собирались иногда несколько лет). Кацюба вспоминает, что в Шанде Гурьевского района телеуты покупали на свадьбу минимум по 40−60 бутылок водки, не говоря уже о вине и пиве. С таким количеством увеселительных напитков застолье редко обходилось без драки.

Как оказалось, многие из телеутских и шорских свадебных традиций очень похожи на русские — те же долгие пиршества с одариванием молодых подарками, те же драки, без которых невозможно представить ни одну русскую свадьбу, то же воровство или сватовство и мирение (или обговаривание «цены» невесты). Но эта связь неудивительна, ведь уже не один век русская культура и обычаи влияют на культуру шорцев и телеутов.

Труду учили с детства.

После свадьбы для жены существовали различные запреты: в доме нельзя было ходить с непокрытой головой в присутствии свёкра и деверя. Если муж уходил от жены, а детей у них не было, он брал половину имущества, но его жена такими правами не обладала, ей в случае развода не доставалось ничего.

Валерий Кимеев

Рождение ребёнка, как пишет в своей статье этнограф Валерий КИМЕЕВ, у шорцев отмечалось довольно скромно — отчасти потому, что много детей умирало. Для облегчения родов девочек с десяти лет заставляли пить порошок, приготовленный из высушенных остатков травы, которые доставали из прямой кишки убитого медведя. После родов, которые обычно принимала соседка, пуповину обрезали ножом, заворачивали в тряпку и прятали в укромном месте. Прикармливали новорождённых детей из рожка из коровьего рога с соской из коровьего вымени. Выбирая имя, родственники старались избежать совпадений с именем отца, брата или ещё кого-то старшего из мужчин.

Важным предметом традиционной шорской культуры была детская колыбель. Если рождался мальчик, в углу над колыбелью пробивали лучок с небольшой стрелой и атрибут богини земли Умай. Если на свет появлялась девочка, то приделывали вершинку молодой берёзки — символ свадебного шалаша. Чтобы уберечь детей от злых духов, в кроватку клали ножик или ножницы, привязывали к верёвке пулю или пуговицы, подаренные на счастье.

Детей шорцы чуть ли не с самого младенчества приучали к труду, делая для них особые деревянные игрушки: миниатюрные луки, лодочки с вёслами, удочки, топорики, грабли, лошадок с изогнутой шеей и повозками, ступки, прялки и сшитые из ткани куклы. Считалось, что дети привыкнут к этому с детства и не будут отказываться помогать в работе своей семье.

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку