Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
12 февраля 2017, источник: Фонтанка, (новости источника)

Хоровод как ответ на крестный ход

Кучки «маргиналов и провокаторов», как называют противников передачи Исаакиевского РЦП в партии власти, оказалось достаточно, чтобы обступить собор тройным живым кольцом.

От полутора до трёх тысяч человек: так оценивают массовость акции против передачи Исаакиевского собора в руки РПЦ сами участники мероприятия.

Во второй половине дня в воскресенье, 12 февраля, возле Исаакиевского собора исчезли организованные хоругвеносцы, ходившие здесь крестным ходом с утра. Их сменили люди с голубыми ленточками.

Мимо Исаакия быстрым шагом шли в сторону «Англетера» двое молодых мужчин в ярких спортивных костюмах.

— А это что такое? — остановился один и показал пальцем на растущую толпу в сквере.

— Да против РПЦ собрались, против передачи Исаакия, — потянул его за рукав второй.

— Давай тоже пойдём? — предложил первый.

— Ой, да там и без нас народу хватит, — отмахнулся второй.

Народу было и вправду немало. Хотя до начала мероприятия оставалось с четверть часа.

«Своих» опознавали по голубым ленточкам, приколотым к курткам, шапкам, сумкам, коляскам, косичкам — куда получится. 

Интеллигентного вида старушка, подвыпившая тётка в сноубордистской куртке, дамочка с той-терьером, дедуля со значком «Коммунисты России», молодые пары с рюкзачками — по скверу ходили люди с очень разными лицами, но с одинаковыми синими ленточками.

Немолодая женщина держала папку с бумагами. В ответ на просьбу рассказать, что это у неё, охотно сняла варежки и вынула репродукцию.

— Это «Апостол Пётр», мозаика по оригиналу Басина из Исаакиевского собора, — объяснила. — В создании этих мозаик принимал участие мой дед, он в 1895 году окончи санкт-петербургскую Императорскую академию художеств и до самой смерти был художником-мозаичистом. И я категорически против того, чтобы собор достался церкви. Как они всё это будут сохранять? Сейчас в музее есть большой штат людей, только этим и занятых. И что, церковь будет платить им за работу? Церковь у нас богатая только для себя.

Рядом молодая женщина что-то объясняла подруге, кивая на Исаакий.

— Я уже особо не рассчитываю, что мы что-то сможем изменить, — вздохнула она. — Но мы пришли, чтобы показать: есть люди, которые против того, чтобы Исаакиевский собор отдавали церкви. Я понимаю, что решение наверняка уже принято, но… Пусть они видят, что люди, которые любят свой город, существуют. Мы же совершенно не против того, чтобы РПЦ проводила там свои службы. Да они и так их проводят, они и так держат там свою лавку, никто им никогда не мешал. Но зачем им храм отдавать? Я читала у вас на «Фонтанке», что музей не брал у города денег, что он сам зарабатывал на реставрацию. Это очень сложное сооружение. Запустить туда РПЦ — и мы останемся без Исаакиевского собора.

Пожилой и спортивный мужчина признался, что сам он — человек верующий, в церкви рядом с домом бывает регулярно. Но теперь тоже пришёл на площадь.

— Исаакий — символ мировой культуры, это вообще символ города, — пустился он объяснять. — Собор никогда не принадлежал церкви, он всегда принадлежал государству. А РПЦ ведёт себя некрасиво.

Тем временем началось мероприятие. Чтобы его не назвали несанкционированным митингом, организаторы объявили всё это встречей депутатов с избирателями — их коллеги из партии власти собираются закрыть и эту лазейку, но еще не успели. Депутатов, активно встречавшихся с избирателями, было двое: Борис Вишневский и Максим Резник.

Ровно в час дня они забрались на скамейку в сквере перед Исаакием, аккуратно подстелив под ноги картонку. Их обступила толпа народу. Говорили они о том, что будут защищать собор и дальше, что информации о происходящем с Исаакием мало — они запустят газету, для чего объявят сбор средств со всех неравнодушных.

— Мы можем заставить власти отступить, — взывал к согражданам депутат Вишневский. — Но очень мало информации. По федеральным каналам вы не узнаете ничего о том, что происходит с Исаакиевским собором.

Только о том, что кучка маргиналов и провокаторов выступают против исполнения федерального закона.

Поэтому мы организовали «Яндекс-кошелёк», завтра объявим его реквизиты и попросим вас хотя бы небольшие деньги пожертвовать на организацию кампании. Нужно будет выпустить газету, надо будет готовить акции….

— Какой кошелёк, где кошелёк? — кричала депутату из толпы старушка в вязаной шапочке.

— В Интернете, — отвечал ей Вишневский.

— Ох, я в Интернете-то вашем не умею, — всплёскивала руками бабушка. — Сына надо будет попросить….

Кроме того, депутаты планируют добиваться в Петербурге референдума, и первый вопрос будет о согласии или несогласии горожан на передачу Исаакиевского собора в руки РПЦ, а второй — о доверии или недоверии губернатору Полтавченко. Правда, до сих пор оппозиционным депутатам не удавалось устроить в Петербурге референдума. Но надежды они не теряют.

— Цветы сквозь асфальт всё равно прорастают! — кричал со скамеечки-трибуны депутат Резник. — Мы сделаем всё, что от нас зависит, но фундамент — это вы!

Пожилая женщина в платке хватала депутата за рукав.

— Они что, поменялись ролями с коммунистами? — спрашивала она. — Те громили церкви, а эти громят музеи? Я — блокадница. Всю жизнь занималась архитектурой Петербурга. Мне больно смотреть на это безобразие!

В четверть второго люди с синими ленточками начали перемещаться из сквера к Исаакию. Шли организованно по «зебре». Людей было много, переход они занимали долго. В половине второго вокруг собора выстроилась цепь. Сначала выяснилось, что «кучки маргиналов и провокаторов» достаточно, чтобы обступить Исаакий плотным живым кольцом. Потом колец стало два. Потом замкнулось третье.

— Исходя из периметра собора, можно предположить, что здесь тысячи полторы человек, — прикинул депутат Вишневский.

Женщина, стоявшая в цепочке, рассказала, что она тут с утра. И крестный ход, устроенный сторонниками передачи храма, тоже видела.

— Один мужчина подошёл и говорит: у них в Выборгском районе мало церквей, поэтому Исаакий надо передать РПЦ, — усмехнулась она. — А я у него спрашиваю: и что, надо Исаакий к вам в Выборгский район перетащить?

Молодая пара стояла рядом с собором, мужчина с голубой ленточкой держал коляску, женщина — маленькую девочку, которой ленточку привязали к шапке.

— Ей десять месяцев, — сообщила с гордостью мама. — Мы посмотрели, не будет ли здесь опасно, потом решили подойти ближе. Мы не хотим, чтобы дочка в школе учила религию.

— Мы вообще-то сами православные, — добавил папа. — Но РПЦ и православие — это разные вещи.

В три кольца поместились не все люди с ленточками, оставшиеся бродили за «периметром». Когда хоровод двинулся по часовой стрелке вокруг собора, они тоже пошли рядом. Кто-то ещё оставался в сквере, кто-то пошёл греться в музей, купив билет за 250 рублей. Потом выяснилось, что пройти можно и без билета. Через вход, которым обычно пользуются верующие, когда в соборе проходят службы. Видимо, в этот день оттуда некоторое время не прогоняли всех людей с голубыми ленточками — верующих и неверующих.

— Тысячи три-то будет, — мужчина в очках и меховой ушанке стоял на ступеньках собора и оценивал «картинку».

По собору шла, держась за руки, совсем юная пара. Артём живёт в Ленобласти, Рита приехала к нему из Москвы и собирается в Петербурге поступать в университет.

— Мы просто в Исаакий пришли, не знали об этой акции, но увидели её и решили поддержать, — рассказал Артём. — Исаакий — одно из самых красивых сооружений в мире. Если РПЦ не хватает церквей, так я сам видел, сколько храмов гниёт в Подмосковье. Они тоже очень красивые, но РПЦ их не поддерживает и не финансирует.

— Я как раз часто езжу в Подмосковье, там никто не реставрирует очень красивые церкви, они просто загнивают, — кивнула Рита. — Очень обидно.

Акция на морозе закончилась. А группа людей с ленточками стояла и стояла возле собора: они хотели попасть в храм именно на экскурсию и именно всем составом, а им отказывал уже третий экскурсовод. Музейщики не хотели угодить в телеобъективы. Наверное, помнили, что такая «экскурсия» активиста Идрисова две недели назад закончилась обвинениями в нападках на чувства верующих. Но потом к синеленточникам всё-таки вышла сотрудница музея.

— Как славно, — улыбнулась она. — Я веду экскурсию для тех, с кем только что бок о бок стояла на улице.

Она действительно рассказала соратникам об экспозиции Исаакия, о деревянных макетах и о маятнике Фуко. И о том, что верующих на службы собирается полтора десятка человек — не больше.

До службы как раз оставалось четверть часа. Обогатившись знаниями об Исаакии, люди с ленточками выстроились в круг напротив алтаря. В руках у них были листы бумаги с буквами. «Музей — городу!» — получалось из этих букв. Когда появилась полиция, якобы вызванная самими музейщиками, организатор стояния с буквами исчез вместе с несколькими единомышленниками. «Музей» — осталось стоять под куполом Исаакия.

Ирина Тумакова, Ксения Клочкова

Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.
Во время загрузки произошла ошибка.