Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 марта, источник: АиФ Кузбасc

«Вагнер — он ведь без жаргона». Музыканты — о пользе классической музыки

Самый мобильный коллектив филармонии Кузбасса — дуэт «Alla Breve» отмечает 10-летие.

У некоторых видов искусств есть положительные качества, которые невозможно отрицать. Например, классика лечит! О том, чем именно лечит классика и почему её нужно слушать, «АиФ в Кузбассе» выяснял у Евгения Чеботарёва и Наталии Клименко — инструментального дуэта «Alla Breve», которому в конце марта исполняется десять лет.

Где не хватает классики?

Классика, по солидарному мнению музыкантов, востребована в любом городе и в любое время. Но для восприятия она требует усилия над собой. Её будто бы нужно открыть. И желание открыть для себя классику нужно воспитывать в слушателе.

«У каждого свой возраст, свой путь к классической музыке, — говорит скрипачка Наталия Клименко. — Моя сестра до зрелого возраста ничего не слушала, кроме Верки Сердючки и прочих подобных исполнителей. А сейчас она не может себе представить, что не пойдёт в филармонию на концерт. Она слушает всё, стала разбираться во французской музыке, в импрессионизме. В детстве её никто не заставлял и не тащил на музыку, но в доме у нас всегда пели, звучало много хорошей музыки. Я занималась, родители что-то слушали. И у неё где-то откладывалось это всё».

По мнению Наталии, если в нашей жизни — по телевизору, по радио — станет больше классической музыки, у людей культура речи будет другой, будет другое отношение к окружающим людям, будут другие нейронные связи в мозгах. «У Вагнера ведь нет никакого жаргонного лексикона в операх, — продолжает Наталия. — Шуберта, Моцарта кемеровчане, бывает, слушают и в машине, в пробках. Это очень умиротворяет после суеты и рабочей нервотрёпки. Я и в автобусе-троллейбусе с большим удовольствием слушала бы классическую музыку, чем шансон. От его вульгарности у меня голова начинает болеть. Эти слова… Их ведь и дети слушают, а потом спрашивают, а что значит то да это… «.

От десяти до нуля.

Уже доказано, что классическая музыка может успокоить и вылечить. Ведь беременных женщин заставляют слушать не шансон и не Сердючку! Им ставят классику. В филармониях есть специальные концерты для молодых мам, для «ползунков». Им играют Моцарта. Если бы это пропагандировалось у нас чаще, мы бы и чаще к этой музыке обращались.

«Мы с Наташей объехали весь мир. В Германии, например, в каждой школе дети занимаются каким-то инструментом, — рассказывает Евгений Чеботарёв. — Приходит ребёнок в школу: у него математика, а потом кларнет. Потом литература, химия. Вечером у него репетиция с оркестром. У него нет выбора. Можно не хотеть… А потом получается так, что общество в целом понимает, что такое классическая музыка. У нас было так же в советское время, при школах были ансамбли, были хоры. А сейчас всё меньше и меньше детей ходит в музыкальные школы. Когда я поступал, конкурс был десять человек на место. Я сдавал экзамены. Я пел, стучал, боялся… А сейчас берут всех».

И всё же, если человек занимается искусством, это только развивает его и делает духовно богаче.

Что нужно публике?

Коллектив «Alla Breve» (самый мобильный коллектив Кузбасской филармонии, потому что кроме личных вещей Наталии и Евгению требуется взять с собой на гастроли только скрипку) появился в 2007 году. Их просто попросили на одном из концертов сыграть дуэтом. Евгений сел за рояль, Наталия взяла в руки скрипку, а потом они вместе задумались: а почему бы не продолжить играть таким же составом? Директор филармонии Людмила Владимировна Пилипчук эту идею поддержала со словами: «Какие молодцы! Как я долго ждала, что вы созреете и придёте к этой идее!».

Дуэт стабильно выпускает по две программы в год, но как на тот или иной репертуар отреагирует публика, никогда не известно. И не все произведения остаются в программе. Да и с учётом того, что в Кемерове тяжело идёт Бетховен и сонаты по 15−20 минут слушателям уже не под силу, на своём юбилейном концерте Евгений и Наталия будут играть особую программу.

«У нас блокбастер! — без излишней скромности заявляет Наталия Клименко. — Сами мы будем играть не очень много, но мы пригласили много друзей, с которыми работаем десять лет. Они будут поздравлять нас, петь и играть вместе с нами. И мы впервые сыграем камерным составом с контрабасом, виолончелью и альтами. Будет и классика, и джаз».

У музыки есть душа.

Дуэт «Alla Breve» побывал во многих странах мира, но чаще всего гастроли у него от Мариинска до Таштагола. «И чем глуше деревня, тем теплее приём, — утверждает Евгений Чеботарёв. — А разделение делать по принципу, что перед этой публикой надо выложиться, а той и так сойдёт, — нельзя. Я не большой почитатель Иосифа Кобзона, но я уважаю его как профессионала. Вот он приезжал недавно. Он встал к роялю в большом зале и пел песни все наизусть. Просто он уважает любую публику, а публика любит его».

Тем не менее, в чём секрет успеха той или иной музыки, сказать сложно даже им, таким профессионалам. «Это не ноты, это душа, — считает Евгений, говоря о произведениях Моцарта. — Чайковский просыпался ночью и бежал записывать ноты, которые звучали у него в голове. Он не высчитывал, что понравится слушателю, а создавал».

«Когда я подросла как музыкант, я поняла, что, пока ты не пропустишь музыку через себя, ты не сможешь сыграть ни радость, ни горечь потерь, ни горе, — говорит Наталия Клименко. — Как звуками изобразить стиль Гоголя, Пушкина или Шукшина? А нам каждый раз нужно играть, чувствовать, что хотел сказать композитор. Когда я читала книжку о Вивальди, я плакала, мне было так его жалко. И когда я стала играть, я поняла, для чего он писал, как он прожил со своей музыкой одинокую жизнь».

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
, вы можете комментировать еще  дней
, вы можете комментировать еще  дней
31 деньподписки за59рублей
Оплатите подписку, чтобы читать все комментарии и участвовать в обсуждении новостей