Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 марта, источник: АиФ Кузбасc

«Вагнер — он ведь без жаргона». Музыканты — о пользе классической музыки

Самый мобильный коллектив филармонии Кузбасса — дуэт «Alla Breve» отмечает 10-летие.

У некоторых видов искусств есть положительные качества, которые невозможно отрицать. Например, классика лечит! О том, чем именно лечит классика и почему её нужно слушать, «АиФ в Кузбассе» выяснял у Евгения Чеботарёва и Наталии Клименко — инструментального дуэта «Alla Breve», которому в конце марта исполняется десять лет.

Где не хватает классики?

Классика, по солидарному мнению музыкантов, востребована в любом городе и в любое время. Но для восприятия она требует усилия над собой. Её будто бы нужно открыть. И желание открыть для себя классику нужно воспитывать в слушателе.

«У каждого свой возраст, свой путь к классической музыке, — говорит скрипачка Наталия Клименко. — Моя сестра до зрелого возраста ничего не слушала, кроме Верки Сердючки и прочих подобных исполнителей. А сейчас она не может себе представить, что не пойдёт в филармонию на концерт. Она слушает всё, стала разбираться во французской музыке, в импрессионизме. В детстве её никто не заставлял и не тащил на музыку, но в доме у нас всегда пели, звучало много хорошей музыки. Я занималась, родители что-то слушали. И у неё где-то откладывалось это всё».

По мнению Наталии, если в нашей жизни — по телевизору, по радио — станет больше классической музыки, у людей культура речи будет другой, будет другое отношение к окружающим людям, будут другие нейронные связи в мозгах. «У Вагнера ведь нет никакого жаргонного лексикона в операх, — продолжает Наталия. — Шуберта, Моцарта кемеровчане, бывает, слушают и в машине, в пробках. Это очень умиротворяет после суеты и рабочей нервотрёпки. Я и в автобусе-троллейбусе с большим удовольствием слушала бы классическую музыку, чем шансон. От его вульгарности у меня голова начинает болеть. Эти слова… Их ведь и дети слушают, а потом спрашивают, а что значит то да это… «.

От десяти до нуля.

Уже доказано, что классическая музыка может успокоить и вылечить. Ведь беременных женщин заставляют слушать не шансон и не Сердючку! Им ставят классику. В филармониях есть специальные концерты для молодых мам, для «ползунков». Им играют Моцарта. Если бы это пропагандировалось у нас чаще, мы бы и чаще к этой музыке обращались.

«Мы с Наташей объехали весь мир. В Германии, например, в каждой школе дети занимаются каким-то инструментом, — рассказывает Евгений Чеботарёв. — Приходит ребёнок в школу: у него математика, а потом кларнет. Потом литература, химия. Вечером у него репетиция с оркестром. У него нет выбора. Можно не хотеть… А потом получается так, что общество в целом понимает, что такое классическая музыка. У нас было так же в советское время, при школах были ансамбли, были хоры. А сейчас всё меньше и меньше детей ходит в музыкальные школы. Когда я поступал, конкурс был десять человек на место. Я сдавал экзамены. Я пел, стучал, боялся… А сейчас берут всех».

И всё же, если человек занимается искусством, это только развивает его и делает духовно богаче.

Что нужно публике?

Коллектив «Alla Breve» (самый мобильный коллектив Кузбасской филармонии, потому что кроме личных вещей Наталии и Евгению требуется взять с собой на гастроли только скрипку) появился в 2007 году. Их просто попросили на одном из концертов сыграть дуэтом. Евгений сел за рояль, Наталия взяла в руки скрипку, а потом они вместе задумались: а почему бы не продолжить играть таким же составом? Директор филармонии Людмила Владимировна Пилипчук эту идею поддержала со словами: «Какие молодцы! Как я долго ждала, что вы созреете и придёте к этой идее!».

Дуэт стабильно выпускает по две программы в год, но как на тот или иной репертуар отреагирует публика, никогда не известно. И не все произведения остаются в программе. Да и с учётом того, что в Кемерове тяжело идёт Бетховен и сонаты по 15−20 минут слушателям уже не под силу, на своём юбилейном концерте Евгений и Наталия будут играть особую программу.

«У нас блокбастер! — без излишней скромности заявляет Наталия Клименко. — Сами мы будем играть не очень много, но мы пригласили много друзей, с которыми работаем десять лет. Они будут поздравлять нас, петь и играть вместе с нами. И мы впервые сыграем камерным составом с контрабасом, виолончелью и альтами. Будет и классика, и джаз».

У музыки есть душа.

Дуэт «Alla Breve» побывал во многих странах мира, но чаще всего гастроли у него от Мариинска до Таштагола. «И чем глуше деревня, тем теплее приём, — утверждает Евгений Чеботарёв. — А разделение делать по принципу, что перед этой публикой надо выложиться, а той и так сойдёт, — нельзя. Я не большой почитатель Иосифа Кобзона, но я уважаю его как профессионала. Вот он приезжал недавно. Он встал к роялю в большом зале и пел песни все наизусть. Просто он уважает любую публику, а публика любит его».

Тем не менее, в чём секрет успеха той или иной музыки, сказать сложно даже им, таким профессионалам. «Это не ноты, это душа, — считает Евгений, говоря о произведениях Моцарта. — Чайковский просыпался ночью и бежал записывать ноты, которые звучали у него в голове. Он не высчитывал, что понравится слушателю, а создавал».

«Когда я подросла как музыкант, я поняла, что, пока ты не пропустишь музыку через себя, ты не сможешь сыграть ни радость, ни горечь потерь, ни горе, — говорит Наталия Клименко. — Как звуками изобразить стиль Гоголя, Пушкина или Шукшина? А нам каждый раз нужно играть, чувствовать, что хотел сказать композитор. Когда я читала книжку о Вивальди, я плакала, мне было так его жалко. И когда я стала играть, я поняла, для чего он писал, как он прожил со своей музыкой одинокую жизнь».

Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
31 день подписки от 59 рублей
Оплатить подписку