Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
6 апреля, источник: АиФ Кузбасc

Под стук колёс. Как люди живут на рельсах

Жители трёх домов на улице Локомотивной в Куйбышевском районе Новокузнецка больше полувека живут в санитарно-защитной зоне железной дороги.

В двух десятках метров от дома лежат рельсы, гремят поезда, над домами тянутся провода. В 90-е годы после закрытия шахты им. Димитрова их начало топить, в 2000-е гг. дома начали разваливаться от старости, а к 2010-м от домов отказались все управляющие компании. Как живут обитатели этих домов, выясняла корреспондент «АиФ — Кузбасс».

Заселение.

Людмила Ивцова

Эти дома построила железная дорога для своих работников в начале 60-х годов, утверждают жители. «Мы с мужем работали на железной дороге, — рассказывает жительница дома 31а Людмила ИВЦОВА. — В 1979 году получили от локомотивного депо свою “однёшку”. Конечно, очень радовались. До того жили ведь с родителями! А о том, что рядом была железная дорога, просто не думали. Да и в то время была она не так близко».

Любовь Демидова

«Я тоже, отработав несколько лет в депо, получила двушку, — говорит жительница дома 27а Любовь ДЕМИДОВА. — Я в то время с двумя детьми осталась на улице, рада была любому жилью!».

«В те годы бараки были ведомственными и строились наспех — не было ни возможностей, ни сил строить полноценное жильё, ведь предполагалось, что через 10−15 лет люди получат квартиры в полноценных домах, — комментирует ситуацию Пётр МЕНЯЙЛОВ, почётный архитектор России. — Вероятнее всего, здесь свою роль сыграла недальновидность строителей, которые не учли, что железная дорога начнёт расширяться раньше, чем людей переселят».

«Железная дорога построила только стены домов, — подтверждает слова специалиста Ольга СИМИОНЕНКО, жительница дома 29а. — Ни туалета, ни ванны, ни канализации, ни слива, ни отопления — не было ничего. Люди сами уже делали себе печное отопление, строили баньки, туалеты на улице, проводили канализацию». Жители по-прежнему топят печи углём, ходят в туалет на улицу, моются в общей бане, которую соорудили тут же во дворе. Некоторые уезжают в городские бани или моются у родственников. Грязную воду выливают прямо на улицу, как в средневековье.

Один ответ на все беды.

Жители начали бить тревогу, писать во все инстанции и приглашать к себе разные комиссии с конца 80-х гг. прошлого века: всё ближе и ближе начала подступать железная дорога (под окнами жильцов находится Восстановительный поезд, а чуть дальше — станция Новокузнецк Сортировочный. — Прим. авт.). «От нашего дома до путей уже 20 метров! Живём под стук колёс, — продолжает Людмила Ивцова. — У нас каждый день “землетрясения”: когда мимо проходит поезд, весь дом трясётся и ходуном ходит, посуда в шкафах дребезжит. Часто запах чувствуется и бензина, и керосина, и смол разных, которые в цистернах везут. К тому же круглосуточно диспетчеры переговариваются по громкой связи». А в прошлом году буквально за забором произошла авария: упала стрела крана, чудом не на людей и их дома. Жители неоднократно обращались к руководству железной дороги с просьбой обратить на них внимание, чем-то помочь, на что несколько лет назад им пообещали установить специальный экран, чтобы снизить шум и вибрацию. Не тем ли экраном стал железный забор, который прошёл по огородам жителей и оттяпал у них половину земли?

Хлопот доставляет и высоковольтная линия электропередач, которая тянется как раз над этими злополучными домами. Жители домов жалуются на частые головные боли, проблемы с сердцем, давлением, которые они связывают с этой линией. Бед прибавила и закрывшаяся шахта им. Димитрова, из-за которой, как считают жители, стало подтапливать их дома. В погребах теперь круглогодично стоит вода, а в огородах — до самого лета. Из-за этого в домах появилась плесень, гниют деревянные полы, двери, мебель, а комары в квартирах живут до самого нового года. «Все, кто к нам приезжал, соглашались, что жить в домах невозможно. Разные показатели превышены в несколько раз. Обещали решить проблему, но воз и ныне там, — вздыхают жители. — Мы даже в ЛДПР обращались!».

Но и это ещё не всё. После того как дома в 2012—2014 гг. признали аварийными, от них отказались все управляющие компании. «Нам никто не вывозит мусор, — говорит Ольга Симионенко. — Помойка прямо рядом с домами, к тому же частный сектор ещё начал выбрасывать туда свой мусор. У нас крыша вся в дырках. Когда идёт дождь, через дыры льётся вода в подъезды. Трескаются стены. Всё рушится! Переполнены сливные ямы. Я неоднократно обращалась в администрацию района и города, на что всё время пожимают плечами и советуют решать проблемы своими силами. А как? Ведь у нас тут остались одни инвалиды и пенсионеры, которым даже уезжать некуда!».

Расселение возможно?

Согласно данным Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, три дома на Локомотивной не вошли в действующую программу по переселению из ветхого и аварийного жилья, рассчитанную до 2017 года. Но надеяться им было и не на что — очередь! За последние три года в Новокузнецке, согласно этой программе, расселено 248 домов из запланированных 286. Жители 38 домов ещё ожидают своей очереди.

«Мы сдали все необходимые документы на переселение, — говорит Ольга. — Но в администрации нам сказали, что ещё неизвестно, когда нас переселят. Вполне возможно, что только поставят на очередь, когда вступит в силу новая программа по переселению».

Совет юриста.

Евгений Ильченко

Евгений Ильченко, юрист:

— Чтобы ускорить процесс переселения, жители могут подать в суд на администрацию города и РЖД с требованием в судебном порядке предоставить им жильё. С судебным решением можно гораздо быстрее переселиться из аварийного жилья, т. к. вступившее в законную силу решение является обязательным к исполнению для всех без исключения в течение шести месяцев. В данном случае усматриваются основания для обращения в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации Новокузнецкого городского округа (и администрации РЖД), об обязании принять решение об изъятии земельного участка и жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, путём выкупа, либо путём предоставления другого жилого помещения.