Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 мая, источник: РИА "Воронеж"

Оперу по Платонову в Воронеже покажут с субтитрами

Мировая премьера «Родины электричества» состоится на Платоновском фестивале.

Мировая премьера оперы Глеба Седельникова «Родина электричества» откроет седьмой Платоновский фестиваль искусств в пятницу, 2 июня. Музыкальный спектакль по мотивам одноименного рассказа Андрея Платонова в Воронежском театре оперы и балета поставил режиссер Михаил Бычков.

«Родина электричества» — единственная опера, в основу либретто которой легло произведение Андрея Платонова. Сюжет посвящен электрификации деревни Рогачевка в 1920-е годы. Из-за сложности музыкального материала к постановке оперы, написанной в 1981 году, ранее не обращался ни один театр. Создатели «Родины электричества» отмечают символичность того, что мировая премьера оперы не только пройдет в Воронеже, на родине Андрея Платонова, но и состоится в год столетия Октябрьской революции.

— Опера наполнена духом революционных надежд, ожиданий, что удастся повернуть жизнь, которые сопутствовали раннему творчеству Платонова. Потом, как мы знаем, во взглядах писателя произошла определенная эволюция, да и мы с нашим сегодняшним опытом уже по-другому смотрим на события тех лет. Нам видны и несбывшиеся мечты, и крушение надежд, и все это добавляет этой истории новые грани, появляются новые смыслы, — отметил Михаил Бычков.

В постановке «Родины электричества» будут заняты три состава солистов и хор из 50 человек. Дирижер-постановщик Юрий Анисичкин рассказал, что вокалистам предстоит исполнять сложнейшие партии диапазоном в две с половиной октавы.

— Сам композитор называл эту оперу «громадная глыба». Стиль «Родины электричества» — соединение современнейшей лирики и пафосного гротеска. Труппа очень воодушевлена. Поначалу и оркестр, и солисты, и хор воспринимали музыку Седельникова в штыки. Но стоило начать с ней работать, стоило им выйти на сцену в своих образах, как они ее полюбили, — сказал дирижер.

Художником-постановщиком «Родины электричества» стал сценограф из Москвы Николай Симонов. За основу стиля оперы по Платонову художник взял авангардное искусство начала XX века.

Чтобы зрители наверняка не пропустили ни одного слова, создатели спектакля решили разместить над сценой экран, на котором будет транслироваться бегущая строка с текстом оперы. Продолжительность спектакля — 1,5 часа без антракта.

После показа на седьмом Платоновфесте опера «Родина электричества» войдет в репертуар Воронежского театра оперы и балета. Однако это не означает, что опера будет часто попадать в афишу.

— Это фестивальный продукт, очень масштабный и сложный, поэтому, вероятнее всего, опера будет идти нечасто. Лучший способ оценить ее — прийти на Платоновский фестиваль, — отметил Михаил Бычков.

На мировую премьеру «Родины электричества», по словам режиссера, в Воронеж приедут гости из многих городов, в том числе, родственники композитора Глеба Седельникова. Сам автор музыки скончался 5 лет назад.

Седьмой Платоновский фестиваль искусств пройдет в Воронеже со 2 по 14 июня. В его театральной, музыкальной и визуальной программах примут участие представители 24 стран.

Контекст

Худрук Воронежского Камерного театра и Платоновского фестиваля искусств, режиссер Михаил Бычков начал работу над оперой «Родина электричества’осенью 2016 года. В текущем театральном сезоне «Родина электричества» станет уже вторым оперным спектаклем в постановке Бычкова в Воронежском театре оперы и балета — в сентябре на сцене Оперного прошла премьера его «Дона Жуана». На сцене Камерного театра за это время Бычков выпустил драму «Гроза» по пьесе Александра Островского.

Глеб Седельников (1944−2012) — российский композитор и поэт. В девятилетнем возрасте полностью потерял зрение. Основой многих музыкальных произведений Седельникова являлись книги русских классиков: Максима Горького, Федора Достоевского, Антона Чехова, Андрея Платонова. Также Седельников писал романсы на стихотворения Пушкина, Блока, Хлебникова, Маяковского, Есенина и других поэтов.

Николай Симонов — российский художник, сценограф. Работал над спектаклями МХТ им. Чехова, театра-студии п/р Олега Табакова, театра «Современник», РАМТа и других. Постоянный соавтор Михаила Бычкова — в качестве художника-постановщика работал над спектаклями Камерного театра «Электра и Орест», «Циники», «14 красных избушек», «Борис Годунов», «Дядя Ваня».