Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
26 июня 2017, источник: Вести - Новосибирск, (новости источника)

Единственный в России Ил-2 восстановили новосибирские реставраторы

К счастью, погода не стала мешать историческому событию. Накануне дня Памяти и Скорби в Новосибирске в небо поднялся уникальный самолет. Ветеран Великой Отечественной.

Источник: Вести - Новосибирск

В это почти невозможно поверить. Ил-2 в небе. Легенда Великой Отечественной. Летающий танк. 70 лет пролежал на дне озера и снова в строю. Перед советскими штурмовиками стояла сверхзадача. Чтобы прицелиться — надо сбросить высоту. Атакуя корабли — снижались до 20 метров, почти задевая мачты. Но чем ты ниже — тем проще врагу в тебя попасть. Попытки навесить защиту на самолет делали его тяжелым, неповоротливым и еще более уязвимым. Конструктор Ильюшин нашел решение: сделал сам корпус самолета из брони. Ил-2 стал «чумой», «черной смертью» нацистов. На аэродроме Мочище самолет мгновенно обступают техники. Авиареконструкторы вместо поздравлений — с пристрастием расспрашивают летчика-испытателя. Момент исторический — но не время для шампанского.

Владимир Барсук, Лётчик-испытатель, директор Института авиации имени Чаплыгина: «Это ж все в основном связано с продумыванием задания — чтобы нигде ничего не отказало. Поэтому это в меньшей степени эмоции — а работа. Сложная. Самолет не простой, конечно».

Оксана Тарасенко, корреспондент: «19-й борт Валентина Скопинцева на сегодня — это единственный в мире самолет ИЛ-2 с прямым крылом. А для России это вообще единственная машина ИЛ-2. При том, что этот тип самолета считается самым массовым в истории военной авиации. Таких в Великую Отечественную на всех фронтах бились 36 тысяч. Но до наших дней не дожил ни один».

И этот погиб. В 43-м. Под Мурманском.

Борис Осятинский, Президент Фонда содействия сохранению военно-исторического наследия и созданию коллекции исторических самолетов «Крылатая память Победы»: «Снаряд не пробил — 20 мм пушка немецкая. В генератор и тут на них насел мессершмит».

Скопинцев сумел посадить самолет на тонком льду озера. Раненого стрелка спас, а машину не успел. Ее нашли уже в другом тысячелетии. Поисковую экспедицию организовали дети летчика — и Фонд Крылатая память Победы. Два года прощупывали километры северных озер. В 2012 году ИЛ-2 подняли со дна. И привезли в Новосибирск. Спектральный анализ. Тесты, испытания. Каждый сантиметр, способный держать нагрузку — пошел в дело. Ювелирная работа. Даже силовой каркас — из 40-х. То, что сделали в новосибирской Авиареставрации — не делал еще никто в мире. Не из пяти самолетов собрать один. А восстановить подлинный. И чтобы летал! В войну такого ресурса и не требовали. В первые месяцы потери были столь велики, что звание Героя Советского союза присваивали за 10 боевых вылетов. К середине войны планку подняли. Но средний налет остался — какие-то 30 часов. Несмотря на бронекорпус, пилоты ИЛ-2 гибли тысячами. Но еще чаще те, кто прикрывал пилоту спину. Страшная статистика — на одного летчика — 7 стрелков. Их кабина была без брони. Считай — смертники.

Артем Яшанин, Авиареставратор: «Стрелки — это не летчики, это просто боец. И он залазит в эту кабину, сидит и на взлете самолет поднимает хвост сначала. И ты сидишь — летать и так страшно, а ты сидишь, задом наперед видишь все дело. Взлетаем. Начинается бой — отовсюду мисершмидты летят, и тебе надо отстреливаться, или пилот начинает бомбить — уходит в пикирование. Ты вот тут вот сидишь — и вот эти ощущения — ты просто представляешь, каково это было людям все это испытывать на себе».

Ради этого новосибирцы и бьются за каждый сантиметр родного металла. Восстанавливают по сохранившимся обломкам и чертежам.

Виктор Лушин, Главный инженер компании «Авиареставрация»: «Это чувствуется внутри и ощущается. Что вот это не просто так. Не просто какая-то восстановленная машина. А это наши деды летали, защищали нашу родину. И сейчас это ощущается сильнее, чем когда начинали».

Ил-2 — 20-й крылатый фронтовик, которого новосибирцы поставили на крыло. Пусть ее видят. И восхищаются теми, кто воевал там, где даже 11 миллиметров брони не спасают. Владимир Барсук — бессменный летчик-испытатель крылатых раритетов — помогает дополнить картину.

Владимир Барсук, лётчик-испытатель, директор Института авиации имени Чаплыгина: «Вся жара из двигателя — в кабине температура до 90 градусов. Тем не менее, люди работали — решали боевые задачи».

Большую часть работ по восстановлению самолета оплатило государство — через Объединенную авиастроительную корпорацию. Впервые в истории отечественной авиареставрации. Впереди у ИЛ-2 насыщенная мирная жизнь. Музей. Авиашоу. Съемки в фильмах. Он и сегодня наше оружие — в информационной войне. Доказательство подвига советского народа. Пока статистика не в нашу пользу. В США более 400-т музеев авиации. В Великобритании — 200. В России — 5. Из двух тысяч летающих самолетов второй мировой войны в нашей стране — менее двух десятков.