Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 июня 2017, источник: Аргументы и факты, (новости источника)

20 минут на «домашку». 9 отличий образования в России и Финляндии

АиФ.ru публикует постулаты финского образовательного стандарта и находит много сходства с российской системой.

Учёные из Московского городского педагогического университета перевели на русский финский стандарт образования, чтобы выяснить, на каких «китах» держится финское образование.

Существует расхожее утверждение, что финские школьники — одни из самых умных в мире. Но почему это так и правда ли это?

«Например, утверждали, что в Финляндии полностью отказались от учебных предметов, — говорит ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. — Уверяли, что финны полностью отказались от того, чтобы учить детей писать ручкой — надо обучать только печатать на клавиатуре. На самом деле это не так — учат и тому, и другому. Говорили о том, что в Финляндии отсутствуют всяческие проверки. Якобы учителя делают, что хотят. Что тоже не совсем так. В начале прошлого учебного года, когда в Финляндии начал реализовываться новый образовательный стандарт (а принят он был в 2014 г.), мы раздобыли английскую версию документа и перевели на русский».

Итак, каковы же постулаты рекламируемой финской модели образования?

Все дети должны учиться, иметь равные возможности для получения качественного образования. Ничего не напоминает? Правильно, советскую систему образования, когда и в сельской, и в городской школе учили одинаково и по одним учебникам. О равном доступе у нас много говорится и сегодня. Но на деле школа в районном городке и посёлке реально отличается от столичной гимназии или лицея, где детям преподают даже профессора.

Школьное такси. Ребёнка могут возить в школу, даже если он живёт за 100 км. Бесплатно.

Внимание — каждому ребёнку. Финны очень подробно пишут, как должна действовать школа, если ребёнку нужна особенная помощь. Мы привыкли, что это дети-инвалиды. В Финляндии это понятие шире. Ведь помощь бывает нужна и ребёнку с хронической неуспеваемостью (либо долго не изучавшему какой-то предмет), и не знающему финский язык — сюжетов множество. Для каждого из них финская школа должна разработать свою образовательную программу. Предусмотрены отдельные программы даже для цыган, если они появятся в финской школе. В российских школах такой подход оказывается трудным и нереалистичным. Попробуй изобрети свою программу или методику — сразу нагрянут контролирующие и проверяющие. И будут придираться, пока им не дадут взятку.

Интегрировать приезжих в страну через образование. Чтобы сделать их финскими гражданами. Этой установки финны придерживаются твёрдо.

Дисциплинарные меры похожи на те, что практикуются в российских школах. В качестве основной меры при неподобающем поведении ученика рассматриваются воспитательные беседы. В более «тяжёлой» сситуации хулигана могут оставить после уроков, выдать письменное предупреждение, в крайнем случае — отстранить от учёбы на некоторое время. Ученик, мешающий другим, может быть удалён из класса или даже из помещения школы. Правда, все эти дисциплинарные меры применяются, только если какой-то ребёнок своим поведением угрожает безопасности других детей. А вовсе не за то, что не выучил урок.

Не что изучать, а чему научиться. В России в методичках для учителей описывается перечень тем, которые дети должны пройти. Если математика, то синусы, дроби, числа и т. д. Если литература, то как тут без «золотого канона» — Тургенева, Достоевского, Толстого. В Финляндии подход иной, учителя свободны в выборе тем и произведений. Например, в разделе, описывающем предмет «Финский язык и литература», вы не увидите ни одного литературного произведения. Зато там будет перечислено, что дети должны делать и чему научиться: понимать и интерпретировать тексты разных стилей, различать жанры, описывать позиции главных героев, сравнивать их, аргументировать и т. д. Кстати, говорится там и о том, что учитель должен направлять учеников к творчеству и самовыражению, в том числе с помощью театральных постановок. Поощрять выражать собственное мнение, переживания, мысли. Помогать развивать навыки правописания, набора текста на компьютере и создания собственных текстов. В естественных науках главное — умение формулировать вопрос и строить самому план исследований.

Практические и творческие предметы обязательны для всех и преподаются до 9 класса. Музыка, ИЗО, физкультура, технология (обучение дерево- и металлообработке, прочим «мужским» ремёслам), домовдоство (труды для девочек) проводятся по 5 уроков неделю в 1−6 классе и по 6 уроков в неделю в 7−9 классах.

Домашнее задание на 20 минут. У финских учителей жёсткая установка: давать ребёнку такое домашнее задание, которое он может сделать за 20 минут. Если ученик за это время не справляется — следует разбор полётов на педсовете. Ведь очевидно: всё, что учитель не успел сделать на уроке, он задаёт детям на дом. У нас ученики пыхтят над докладами, презентациями, задачами и конспектами в лучшем случае до полуночи. Если наш школьник признается, что делает уроки за 20 минут, разбираться на педсовете будут, скорее, с ним и его родителями. Да ещё пригрозят ювенальной полицией за «систематическое невыполнение» домашних заданий.

Наконец, финские стандарты написаны простым и понятным языком. Причём пишут их не чиновники, а сами учителя. В России основополагающие документы такие мудрёные, а вместе с тем пустые по содержанию, что многие учителя до сих пор не понимают, что такое ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты) и как по ним учить.

По большому счёту, если внимательно изучить финские стандарты, то можно найти много общих посылов с российскими. Много похожих предметов (к слову, у финнов, например, тоже есть такой предмет, как «Основы религиозных культур», есть «Окружающий мир»). Вот только результат почему-то выходит разный. Одни — в пятёрке лучших, а другие — в третьей сотне худших.