Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 марта, источник: Коммерсантъ, (новости источника)

Учителя вызывают Минобрнауки к доске

Словесники выступили против проекта изменений образовательных стандартов.

Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ»

Скандал вокруг изменения содержания школьного образования получил развитие: в понедельник учительское сообщество подвергло Минобрнауки резкой критике за намерение радикально изменить федеральные образовательные стандарты. В частности, учителя утверждают, что изменения школьной программы не обсуждались с ними, а утверждение стандартов «превратит преподавание в профанацию». Представители Минобрнауки заявили, что изменения прошли общественное обсуждение, поддерживаются Российской академией наук и самими педагогами, но в последний момент перенесли заседание совета, на котором должно было состояться утверждение изменений. Как выяснил «Ъ», также внезапно из состава совета были исключены некоторые члены, ранее критиковавшие проект.

Минобрнауки в последний момент объявило о переносе заседания совета по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), на котором в понедельник должен был рассматриваться проект масштабных изменений содержания всей школьной программы. Решение о переносе принято «по просьбе отдельных членов совета, которые хотят лучше подготовиться к заседанию», заявили в ведомстве. За несколько часов до этого профессиональное объединение педагогов-словесников «Гильдия словесников» опубликовало открытое письмо, в котором утверждалось, что подготовленный к обсуждению документ «составлен непрофессионально, не опирается на мнения учительского сообщества, содержит множество внутренних противоречий, подрывает авторитет российского образования и грубо нарушает права детей».

В Минобрнауки с претензиями не согласились, там уверяют, что предложенные изменения необходимы, чтобы создать «единое образовательное пространство» в России, которое позволит «учащимся беспрепятственно продолжать свое обучение на любом этапе в любой школе любого региона».

«Проект ФГОС — результат работы большого числа специалистов, педагогов, включая экспертные группы Российской академии образования и Московского педагогического госуниверситета», — заявили в ведомстве, напомнив, что проект прошел экспертизу Российской академии наук и общественное обсуждение: «Получены содержательные замечания, главным из которых стало предложение по конкретизации содержания образовательных программ». Проект изменений был также одобрен экспертами на заседании федерального учебно-методического объединения по общему образованию, заявили в Минобрнауки.

Это неправда: общественную экспертизу проходила версия проекта изменений, которая существенно отличается от документа, который предполагалось рассматривать в понедельник.
Антон Скулачев
Учитель литературы московской гимназии 1514, член «Гильдии словесников»

По словам Антона Скулачева, первоначальная версия документа была представлена на общественное обсуждение в июле 2017 года и «получила более 200 отрицательных отзывов и около 45 — положительных». Значительная часть замечаний касалась регламентации содержания уроков в каждом классе и списка обязательных к изучению 253 текстов, уточнил господин Скулачев: «Во-первых, это будет означать, что будет создан единый учебник для всех школ и регионов, что убьет все творческие задумки учителей. Во-вторых, физически невозможно изучить (именно изучить, а не прочитать) 253 текста: видимо, авторов стандартов удовлетворит просто зазубривание клишированной интерпретации текста и заучивание некоторых фраз из него». Эксперт считает, что принятие изменений в стандарте нарушит права школьников, которые уже начали учиться по действующим ФГОСам, не требующим изучения конкретных произведений в каждом классе: «В 11-м классе с них спросят то, чего они знать не должны».

Предложенные нововведения не требуют от школьников знания 253 произведений, говорит зампред федерального учебно-методического объединения по общему образованию Виктор Басюк: «ФГОС не регламентирует, что все произведения должны быть изучены до последней буквы, — главное воспитать понимание основных линий, что достигается благодаря профессионализму конкретного педагога».

По его словам, в документ включены основные элементы предметного содержания, которые позволят создать единую рамку для всей страны: действующий стандарт, считает господин Басюк, «не содержит конкретных требований, поэтому иногда учителям сложно выстроить учебную программу».

Господин Басюк заявил «Ъ», что не получал негативных отзывов о предлагаемых изменениях от других предметных ассоциаций. Но критика в адрес разработчиков неоднократно высказывалась, напомнил «Ъ» директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, который сам входил до недавнего времени в состав совета Минобрнауки по ФГОС. «15 марта я был исключен из состава совета, о чем мне даже никто не сообщил, я случайно узнал об этом сегодня», — рассказал он «Ъ». «Мы видим разработку стандартов абсолютно без понимания реалий сегодняшнего дня. Мир стремительно меняется, сегодня нужно учить детей решать задачи в условиях неопределенности, когда нет единственного верного ответа, а мы видим возвращение к идеям “юрского периода”, типам задач из XIX века, когда все дано», — настаивает господин Асмолов. По его словам, стандарты, действующие в начальной школе, «ориентированы именно на задания с элементом неопределенности», и они принесли «потрясающие результаты»: речь, в частности, идет о первом месте российских четвероклассников в международном исследовании читательской грамотности PIRLS-2016. «Какое может быть основание разрушать стандарты, которые приносят такие результаты? — удивляется Александр Асмолов.— Только желание вернуть прошлое, не видя будущего».

По данным «Ъ», заседание по утверждению изменений в федеральных образовательных стандартах перенесено на 23 марта.

Анна Макеева, Александр Черных