Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
8 мая, источник: АиФ Иркутск, (новости источника)

Чтобы помнили. Иркутский журналист рассказал школьникам об «Алсибе»

15 советских лётчиков погибли на территории Иркутской области во время Великой Отечественной войны. Остался ненайденным лишь один из них. О поиске погибших лётчиков-героев трассы «Алсиб» рассказал писатель Михаил Денискин.

Источник: РИА "Новости"

Накануне Дня Победы в Иркутской областной детской библиотеке имени Марка Сергеева со школьниками встретился журналист и писатель Михаил Денискин. На встрече присутствовал корреспондент «АиФ Иркутск».

Автор нескольких книг об истории сибирской авиации (в том числе — «По следам пропавшего «Бостона», за которую был удостоен Премии губернатора Иркутской области) рассказал ребятам об уникальной стратегической операции, теперь известной как «АЛСИБ». В этой аббревиатуре соединились не только Аляска и Сибирь. Перед лицом общей опасности — фашизма — объединили усилия СССР и США, две державы с разным политическом строем и мировоззрением. Америка предложила нам помощь, и мы её с благодарностью приняли: в первую очередь — самолеты, в которых советские ВВС остро нуждались.

Так возник проект воздушной трассы Аляска — Сибирь с цепочкой аэродромов, построенных руками женщин, стариков и подростков, зачастую — без техники. К осени 1942 года на аэродромы Уэлькаль (Чукотка), Сеймчан (Колыма), Якутск, Киренск (Иркутская область) и Красноярск были завезены специалисты, аппаратура, топливо. И лётчики 1-й Перегоночной авиадивизии стали перегонять для фронта бомбардировщики Б-25 «Митчелл» и А-20 «Бостон», истребители П-39 «Эйркобра» и П-63 «Кингкобра», а также знаменитые транспортники Си-47 «Дуглас».

Маршрут почти в 6 000 километров начинался с авиабазы Фэрбэнкс (США) и пролегал через Берингов пролив, чукотскую тундру, над «полюсом холода» и Верхоянским высокогорьем, где лётчикам приходилось лететь в кислородных масках. От Якутска до Красноярска под крылом — бесконечная безлюдная тайга, случись что с машиной — и сесть негде…

За три года по АЛСИБу было доставлено почти 8 000 самолетов. При этом на трассе погибли 113 летчиков, из них 15 — на территории Иркутской области. Причины катастроф разные: отказ матчасти, непогода (нередко единственным ограничением было закрытие пункта прибытия, иначе на обратный путь горючего бы не хватило). Случались и ошибки в пилотировании, ведь все приборы в кабине показывали данные в футах, милях, галлонах — все это нужно было быстро переводить в привычные меры.

«В 1987 году мне и фотографу Валерию Орсоеву посчастливилось участвовать в поисковой экспедиции, — рассказывает Михаил Денискин. — Тогда мы с молодыми киренскими авиаторами обнаружили в тайге обломки “Бостона” и останки его экипажа. Мы ещё не знали, что архив Перегоночной дивизии строго засекречен (документы открыли только в 1994 году). И всё же удалось установить имена погибших и торжественно их захоронить в присутствии родственников».

Как признался журналист, тогда он не представлял, что его личный поиск растянется на 30 лет. За это время удалось найти останки ещё двоих лётчиков. И остаётся ненайденным последний пропавший без вести — капитан Григорий Чуйко. 24 октября 1943 года он вылетел из Нижнеилимска, но в Красноярск не прибыл: «кобра» капитана исчезла, предположительно, в Чунском районе. Увы, пока поиски результатов не дали…

Два часа увлекательного рассказа миновали незаметно. Юные наследники Победы с интересом разглядывали архивные фотографии и даже подержали в руках предметы, вынесенные с мест катастроф — патроны, обломки плексигласа, фрагменты деталей.

На прощание Михаил Денискин напомнил ребятам, что в мире продолжается информационная война: недруги России всячески стараются принизить усилия советского народа и значение нашей Победы. «Вам предстоит принимать эстафету, — сказал он. — А подрастёте — сами станете рассказывать детям о подвиге русского солдата».