Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
28 мая, источник: Чердак

Россияне не хотят покупать даже дешевые продукты с ГМО

Большинство жителей крупных российских городов настороженно относятся к еде с добавлением «генетически модифицированной продукции».

Источник: Reuters

Международная группа исследователей, среди которых были ученые из НИУ ВШЭ, выяснила насколько жители России склонны покупать генетически модифицированную пищу. Как выяснилось, лишь беднейшие слои населения готовы к таким покупкам и лишь при условии, что такая пища будет заметно дешевле обычной (на сегодняшний день такое условие на практике не выполняется). Соответствующая статья принята к публикации в Food Policy.

Исследователи провели опрос 300 жителей города Пермь — крупного российского областного центра. Участники опроса имели средний возраст 35,2 года, то есть были незначительно моложе среднего жителя Перми (38,7 лет, примерно такой же средний возраст по России в целом).

79,67 процента из них заявили, что не хотят покупать хлеб, частично полученный из ГМ-культур даже если он будет дешевле обычного на величину до 50 процентов. 12,00 процентов утверждали, что купят ГМ-хлеб даже если он будет стоить столько же, сколько обычный, а 8,33 процента — если он будет дешевле обычного на величину до 50 процентов.

Кроме того, опрос касался предпочтений пермяков в отношении импортной и отечественной еды. 84,33 процента из них заявили, что предпочитают продукты питания отечественного производства.

Интересно, что пол или достаток не был фактором, который серьезно влиял на ответы респондентов. Это, в сочетании с отсутствием воздержавшихся от конкретных ответов, ставит вопрос о том, насколько тщательно авторы исследования контролировали первичный сбор данных. Как правило, в опросах по столь неоднозначным вопросам всегда есть те, кто воздерживается от ответов в силу недостаточной информированности — и то, что среди 300 опрошенных их не нашлось, выглядит сравнительно странным.

Исследование имеет ряд ограничений, затрудняющих его интерпретацию в качестве точного настроения потребителей по всей России. Во-первых, 300 человек — это весьма небольшая выборка, результаты которой трудно распространить даже на крупный регион. Во-вторых, Пермь — это хотя и крупный, но провинциальный город. Россия же, как страна, характеризуется чрезмерным скоплением населения в Москве и Санкт-Петербурге — городах, где живет каждый седьмой гражданин нашего государства. Широко известно, что взгляды жителей этих городов, в особенности Москвы, отличаются от взглядов жителей провинции. Вероятно, это относится и к вопросам отношения к ГМО.

Есть сложности и с выбором конкретных вопросов для респондентов. Хлеб является недорогим продуктом питания, цена которого сегодня не составляет большой доли семейного бюджета. Соответственно, снижение цен на его ГМО-содержащие виды также вряд ли сможет привлечь заметную часть потребителей.

Возможно, если бы были выбраны более дорогостоящие продукты питания — например, говядина, — результаты могли бы и отличаться.

К тому же в опросе респондентам не давали четкого определения термина ГМО. Между тем, его расширительная трактовка касается и организмов, модифицированных генетически с помощью методов селекции — то есть практически всех растительных и животных продуктов питания, а равно бактерий, производящих лекарственный инсулин. Возможно, если бы респонденты были бы ознакомлены с этим моментом, их ответы могли бы заметно отличаться от тех, что авторы собрали не дав четкого определения понятия «ГМО» в опросниках.