Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 мая, источник: Новый Калининград, (новости источника)

Красота по-калининградски: как власти намерены следить за обликом летних кафе

Чиновники хотят штрафовать бизнесменов, не согласовавших внешний облик своего сезонного кафе.

Источник: Новый Калининград

Активную борьбу за приличный внешний вид летних кафе в Калининграде муниципальные власти развернули пару лет назад. Сейчас чиновники намерены процедуру согласования с ними сезонных точек общепита сделать не только обязательной, но и наказывать материально, в случае ее невыполнения. Правда, перед этим они решили посоветоваться с самими предпринимателями, и на минувшей неделе в мэрии состоялся круглый стол, посвященный теме облика уличных кафетериев. Что волнует рестораторов и на чем настаивают сотрудники горадминистрации, в материале «Нового Калининграда».

Все началось с того, что Александр Ярошук, занимавший пост главы города, несколько раз во время рабочих выездов и оперативных совещаний резко критиковал существующие точки уличного общепита: в 2015 году придрался градоначальник к оформлению «грибов» возле Южного вокзала, годом позже прошелся по интерьеру и меню кафетериев на Верхнем озере, а осенью 2017-го запретил впредь открывать сезонное кафе на Нижнем пруду.

Надо отметить, что в 2015 году, уже после первых громких заявлений Ярошука, его подчиненные принялись придумывать, как избежать появления подобных неприятных глазу заведений и взялись за разработку правил размещения сезонных кафе на территории города.

Однако была загвоздка: специалисты комитета по архитектуре и строительству, а также главный архитектор города могли сколько угодно биться над документом и даже ставить подписи об утверждении проектов тех или иных кафе, но вот применить какие-либо санкции к рестораторам, которые поставят на своих участках столики и зонтики, ни с кем это не согласовав, не могли. Чтобы решить эту проблему, в 2017 году чиновники анонсировали внесение регламента по размещению сезонных кафе в Правила благоустройства города, что позволит уже опираясь на административный кодекс штрафовать нарушителей.

В 2017 году КАиС разработал требования к внешнему виду нестационарных предприятий общественного питания. В 2018 году эти правила рекомендованы к применению и размещены на официальном сайте горадминистрации. «Они формировались как сборная информация из лучших практик в нашей стране и в мире», — рассказал главный архитектор города Андрей Анисимов.

Последние три года КАиС выдавал в сезон в среднем по 30−35 согласований на размещение летних кафе, что и так довольно много по сравнению с предыдущими годами. Мало того, в преддверии ЧМ-2018 прогнозировалось, что сезонных кафетериев станет еще на порядок больше. Однако пока, по словам главы ведомства Артура Крупина, далеко не все коммерсанты спешат прийти за разрешением на размещение кафе. Причем, как отмечает чиновник, большинство из тех рестораторова, кто такие разрешения получил, — это как раз кафетерии, к внешнему облику которых у чиновников никогда и не было претензий. По представленным документам срок согласования 10 дней.

«В планах нашей работы сделать так, чтобы в 2019 году эти правила были утверждены и включены в правила благоустройства, то есть данные требования уже будут обязательными к исполнению», — заявил главный архитектор города Андрей Анисимов.

Чего хотят чиновники.

Все согласованные проекты публикуются на официальном сайте горадминистрации, поэтому калининградцы могут видеть, в каком именно виде то или иное кафе утвердил главный архитектор. Чиновники периодически проверяют сезонные кафе — в основном внимание обращают на точки, которые расположены в центре города и на туристических маршрутах. Однако чаще всего информацию о нарушениях муниципальные власти получают от самих горожан.

Стоит сразу отметить, что сезонные кафе при стационарных предприятиях не являются объектами капитального строительства, поэтому для их размещения не требуется получение разрешения на строительство. Этим частенько пользуются некоторые предприниматели и маскируют свои пристройки под летние веранды. Так произошло Маяком в «Рыбной деревне», где уже несколько лет, по мнению чиновников, под видом летнего кафе работает незаконная пристройка.

«При оборудовании сезонного кафе не допускается использование кирпича, строительных блоков и бетонных плит. Нельзя использовать оконные и дверные блоки, сплошные металлические панели, сайдинг-панели»
Михаил Никоненко
архитектор

Основные требования к составу документации: коммерсант должен иметь на руках документы на право собственности или аренды земельного участка и эскизный проект летней площадки.

Основные негативные моменты, с которыми сталкиваются сотрудники КАиС, — проекты плохо оформлены. «Чертежи не соответствуют документами или не читаются, не видна граница земельного участка, планы не соответствуют фасадами и перспективам», — отметил Анисимов.

Площадка по существующему регламенту должна располагаться только в границах земельного участка и не нарушать пешеходные связи или ограничивать доступ к территории общего пользования. Нередко предприниматели рисуют на своем проекте кафетерии гораздо меньших размеров, чем размещают в реальности:

«Предприниматели пытаются вписаться в границы какого-то земельного участка и размещают один или два ряда столиков. Но когда мы выходим с проверочными мероприятиями, там появляется третий ряд. А этот ряд попадает либо на инженерные коммуникации, либо на зеленую зону, либо занимает часть пешеходного тротуара»
Артур Крупин

Также нередко предприниматели при разработке проектов своих кафе не обращают внимание на окружающую архитектурную составляющую.

«У нас существует полный диссонанс с объектом, рядом с которым располагается кафе. Например, это современное здание с вентилируемыми фасадами. А в кафе устанавливаются деревянные стулья и ограждения, и, условно, лук в чулках вешается. Такой деревенский стиль и стиль конструктивизма — они, конечно, не соответствуют [друг другу], — пояснил Артур Крупин. — И насчет брендирования. Компании, которые поставляют напитки, любят бесплатно предоставлять зонты какие-то красные и зеленые. И когда появляется красный зонт среди шалашей и соломы, то это, конечно, вообще не очень хорошо».

При размещении нескольких сезонных кафе рядом разными владельцами хочется, чтобы они были оформлены в едином ключе.

«Одни архитектурно-художественные решения, соблюдение единой линии, то есть если есть какое-то ограждение определенной высоты, то хотелось бы, чтобы у соседей это выглядело также. Это касается и навесов и других элементов», — отметил архитектор Никоненко.

В соответствии с СанПиНом во дворах жилых домов запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания. Однако, по словам главного архитектора, именно такое размещение, судя по количеству заявок, крайне востребовано в Калининграде, ведь очень часто стационарные кафе находятся на первых этажах жилых зданий. Здесь поставить столики можно только со стороны улицы.

«Если речь идет об административных зданиях, где нет постоянного проживания, то жесткие требования в меньшей степени мы будем предъявлять. А вот если речь идет о многоквартирном жилом доме, то там немножко другие подходы, после 22 часов все эти конструкции должны убираться и сворачиваться», — подчеркнул Крупин.

«Сезонные кафе должны примыкать к предприятию либо находится на расстоянии не более пяти метров от него. При размещении кафе на газоне или открытом грунте необходимо обустраивать технологический настил. Также не разрешается размещение кафе в арках зданий. Нельзя, чтобы кафе находилось ближе, чем 10 метров к общественной остановке, чтобы не мешать пассажиропотоку», — Михаил Никоненко.

Уже три года действует запрет на установку штендеров, но рестораторы до сих пор продолжают нарушать эту норму. «Ваше летнее кафе и так видно. Зачем выставлять дополнительно на тротуар штендер, где писать мелом, сколько стоит у вас дорада? А люди ходят-спотыкаются, — возмутился Крупин. — В охранной зоне объектов культурного наследия вообще не допускается размещать любые отдельно стоящие рекламные конструкции».

Основные замечания бизнесменов.

В ходе круглого стола выяснилось, что существующий административный регламент никак не регулирует размещение и внешний облик площадок, расположенных на территории объектов культурного наследия или в их охранных зонах. Именно по этим причинам владельцам ресторана «Патиссон» возле главного входа в зоопарк никак не удается согласовать рядом со своим заведением летнюю площадку. Раньше рестораторы, у которых возникала подобная ситуация, организовывали все это в индивидуальном порядке, но, как выяснилось, не всегда чиновники идут им навстречу и чаще всего просто перенаправляют из одного ведомства в другое.

«У нас в городе есть несколько случаев, где кафе располагаются на первых этажах зданий, которые являются объектами культурного наследия. Соответственно, когда мы говорим о летних кафе, то должны учитывать защитную зону памятников. Я предлагаю в нашем регламенте рассмотреть нормы, дающие возможность согласовывать размещение таких летних кафе при наличии согласования уполномоченного органа по охране и защите объектов культурного наследия», — заявил Артур Крупин.

Еще одна претензия предпринимателей — на данный момент проект летнего кафе должен согласовываться каждый год, независимо от того, что в прошлом сезоне уже было согласование и ничего в проекте не поменялось.

Предложение предпринимателей, чтобы чиновники руководствовались уже утвержденным эскизом, в том случае если принципы благоустройства на окружающей территории не поменялись, Крупину понравилось.

«Если земельные отношения не изменились, внешний облик не изменился. Я не вижу смысла предпринимателей гонять, — подчеркнул Крупин. — Оптимальный срок, три года, по-моему».

В настоящее время сезон летних кафе начинается 1 апреля и завершается 1 ноября. По окончании сезона собственник обязан демонтировать конструкции. Такая продолжительность работы уличной площадки устраивает далеко не всех рестораторов. И опять муниципальные власти готовы пойти навстречу и продлить сезон минимум на месяц:

«Собственно говоря, в Калининград не всегда [туристы] за солнцем едут, а скорее за культурно-историческим наследием, то есть посмотреть памятники и объекты архитектуры. Поэтому я считаю и намекнул предпринимателям, что возможно установить время размещения сезонных кафе с 1 марта»
Крупин

Интересно, что погодные условия в нашем регионе тоже, по мнению бизнесменов, диктуют свои требования к оформлению уличной площадки.

«У нас довольно ветреный регион, и требования к тому, что оконные блоки нельзя, ну практически ничего нельзя, чтобы закрыться от ветра. Даже какие-то “воздушные моменты”. Да, есть пластиковые вещи, которые редко когда происходят эстетично. Но пластиковые окошки при наших ветрах создают такое неприятное звуковое оформление. Возможны ли какие-то более жесткие моменты? Все очень хотят работать до начала ноября. Если все площадки будут открытыми, то мы поработаем пару недель, когда солнце летом, и все на этом. Для “Рыбной деревни” этот момент очень актуален, потому что с канала довольно сильный ветер идет, даже когда в городе его нет», — поинтересовался Юрий, который руководит рестораном при отеле «Кайзерхоф».

Оказалось, что прозрачные загородки возводить можно, но они не должны создавать ощущение глухой стены или иметь тяжелый каркас.

«Это может быть стекло, но какие-то легкие конструкции: скрепленное на “пауках”, например. То есть не оконная система с профилем. Опять же можно обсаживать какими-то растениями. Про тепло: в той же Европе часто все замечали, что просто ставят тепловые пушки под карнизом», — ответил архитектор Михаил Никоненко.

Некоторые предприниматели отмечали, что открыть летнюю площадку в указанном удалении от заведения не удается как раз из-за того, что там проходит пешеходная дорожка. Выяснилось, что в некоторых случаях размещение кафе разрешено дальше положенных пяти метров, если как раз такое положение оставляет возможность горожанам свободно ходить по обычному маршруту.

«Точки общественного питания, отдельно стоящие, предоставляются на конкурсной основе. Но если говорить о предоставлении таких временных сезонных предприятий в непосредственном приближении к существующим стационарным кафе и ресторанам, то мы считаем, что эти кафе и предприятия могут производится по иным условиям и предоставляться по основаниям, не привязанным к каким-то конкурсным процедурам. Сейчас этот вопрос прорабатывается», — заявил Крупин.

Чиновники пояснили бизнесменам, что размещать на территории сезонных кафе летние кухни, в том числе и мангалы, разрешено. Однако тут тоже есть свои оговорки: «Вот если вы возле центральной входной группы зоопарка поставите мангал, то гости нас примут за неандертальцев, а от жителей мы наслушаемся нелестных отзывов. Если оно расположено в парковой зоне, то почему бы и нет? При соблюдении норм пожарной безопасности и экологических требований — пожалуйста», — уточнил Крупин.

До 1 июля на электронную почту главного архитектора (arx@klgd.ru) ждут предложений и замечаний от рестораторов относительно правил размещения и оформления сезонных кафе. «Наша задача, чтобы в 2019 году этот документ уже был всем знаком, чтобы он был удобен и эффективен. Чтобы при процедурах согласования мы не доставляли какие-то дополнительные неудобства предпринимателям. И чтобы мы в случае обращения с жалобами калининградцев могли отвечать конкретно, почему мы приняли такое решение».

Причем Артур Крупин опроверг все предположения, что из-за такого подхода, включающего еще и недавно разработанный дизайн-код, кафе потеряют свою оригинальность и самобытность во внешнем виде. «Многие крупные компании работают по брендбукам — мы смогли в результате переговоров найти с ними консенсус. Они очень хорошо вписываются в дизайн-код. Никто не претендует на уникальность и на цветовую гамму бренда, на конфигурацию каких-то логотипов, значков и какой-то атрибутики. Речь идет о размерах и правилах размещения вывесок этого на фасадах», — пояснил вице-мэр.

Кстати, примером адекватного и «приятного глазу» сезонного кафе в Калининграде Михаил Никоненко назвал вариант кофейни «Прачечная» на проспекте Мира, где рестораторы просто выставили столы и стулья на тротуар под маркизы. Главный архитектор Анисимов в свою очередь предложил собирать положительные примеры летних кафетериев в региональном центре и публиковать их на сайте в качестве рекомендованных вариантов.