Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты
Источник: "Российская газета"

— Когда наш первый президент Михаил Горбачев в 1990 году подписал договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе, в России были созданы базы ликвидации сухопутной и авиационной военной техники, в том числе и в Таганроге. На аэродроме все стоянки были плотно заставлены обреченными на уничтожение машинами. В общей сложности в Таганроге было утилизировано более 300 самолетов фронтовой авиации. Приборы, содержавшие драгметаллы, отправляли на переработку, деньги шли в казну государства, а цветной металлолом везли в основном в Турцию. Их предприниматели потом завалили нашу страну металлическими швабрами, сделанными из наших самолетов. Больно было за этим всем наблюдать.

И тогда таганрожцы на свой страх и риск решили взять реванш. Командир базы полковник Александр Корниенко и главный инженер Владимир Стоянов обратились к командующему 4-й Воздушной армии генералу Владимиру Михайлову, будущему главкому ВВС России, с предложением сохранить хотя бы по одному самолету каждого типа и создать музей авиатехники. Заслуженный военный летчик, герой России Владимир Михайлов сам в 1976 году командовал таганрогским авиаполком, и обращение сослуживцев не было для него пустым звуком.

— 27 апреля 1995 года считается датой основания музея, а генерала Михайлова мы считаем своим крестным отцом, — говорит Стоянов.

В чистом поле, надежно огороженном бетонным забором, стоят настоящие красавцы, гордость отечественной авиации — сверхзвуковые истребители и бомбардировщики, самолет-амфибия и даже часть пассажирского самолета Ту-154. Все экспонаты в идеальном состоянии, хоть сейчас в полет. Двигатели с самолетов сняты и стоят рядом. Они сами по себе тоже любопытнейшие экспонаты.

Мне рассказывают, что это сейчас так все солидно и красиво, а по сути в музей привозили летательные аппараты в плачевном состоянии. Каждый самолет надо было основательно «подлечить»: у одного пришло в негодность хвостовое оперение, у другого кабина пилота совсем обветшала, у третьего серьезно пострадала обшивка. Реставрировали хвосты и крылья директор и два его сотрудника — военный летчик Геннадий Шейкин и офицер запаса Александр Загуменнов.

Я фотографируюсь возле самолета Ан-2, на котором летала знаменитая летчица Валентина Гризодубова. Дочь изобретателя и летчика Степана Васильевича Гризодубова, она совершила свой первый полет в 2,5 года на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет Валентина самостоятельно поднялась в небо на планере в Коктебеле. В 1938 году вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой на самолете «Родина» совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Была командиром экипажа. Во время Великой Отечественной войны командовала 101-м авиаполком авиации дальнего действия (АДД). И этот легендарный самолет должны были пустить на металлолом!

Другой бесценный экспонат — планер самолета УТИ МиГ-15, который долгое время стоял возле клуба юных летчиков в Ростове-на-Дону. На таких самолетах советские летчики успешно воевали в Корее. При крушении аналогичного самолета погиб Юрий Гагарин. МиГ-15 поднялся в небо с подмосковного аэродрома Чкаловский, в кабине с Гагариным был Владимир Серегин, командир авиаполка, прикрепленного к Центру подготовки космонавтов. Он должен был проверить технику пилотирования Гагарина.

Задание было довольно простое: надо было совершить пилотаж с выполнением виражей, витков малой спирали, пикирований, боевых разворотов, бочек, причем на минимальной скорости горизонтального полета. На выполнение отводилось 20 минут. Через 4 минуты после начала упражнения Гагарин вышел на связь и попросил разрешения взять курс на аэродром. Получив согласие руководителя полетов, Гагарин сообщил: понял, выполняю. Это были последние его слова. МиГ упал в 65 километрах от аэродрома. Последний полет Юрия Гагарина продолжался не более 20 минут.

— Переговоры о передаче самолета в музей шли несколько лет, — рассказывает Стоянов. — Тем временем другие летательные аппараты, которые стояли на той же площадке, были порезаны на части и сданы в металлолом. МиГ тоже имел значительные повреждения и создавал опасность: на его хвостовой части, грозившей развалиться в любой момент, каталась детвора. И тогда нам разрешили наконец забрать истребитель.

МиГ-19С появился в экспозиции благодаря случаю. Самолет стоял на постаменте в военном городке истребительного полка ПВО, а на его месте должна была появиться новая теплотрасса. Тут и вспомнили о просьбе Стоянова передать самолет в музей. Поставили условие — самовывоз, поэтому из Таганрога в Ростов сам директор и два его сотрудника отправились с инструментами и оборудованием. Из кабины пилотов выселили пернатых — в уютном нутре истребителя птицы свили гнезда и натащили туда горы мусора. Музейщики очистили отсеки, подклепали, покрасили, и новый экспонат позволил рассказать еще об одной страничке истории российской авиации — МиГ-19С был первый в мире сверхзвуковой серийный самолет.

— Экспонаты собирали медленно, с трудом. Узнавали об интересном экземпляре, и начиналась официальная переписка, долгие переговоры, — признается Владимир Ильич. — Каждый раз надо было доказывать, почему эту модель самолета нужно сохранить, а не превращать в груду металлолома. Но я понимал, что не коллекцию самоваров собираю, а военную технику, поэтому, если отказывали, обращался еще раз.

Иду по небесному музею, и в мыслях не укладывается, что он создан благодаря энтузиазму, считай, одного человека. Глупо, конечно, спрашивать, зачем ему это нужно, но я спросила.

— На моих глазах немало было утрачено самолетов различных типов. Знаете, наверное, поговорку «что имеем — не храним, потерявши — плачем», — отвечает Владимир Ильич. — Как случилось с легендарным Ил-2? После войны этот самолет, отслужив свой срок, был снят с вооружения и уничтожен. А когда решили увековечить память его и авиастроителей, его создавших, оказалось, что все самолеты уже давно переплавлены на металл. К счастью, один Ил-2 все-таки нашли — откопали в болотах под Питером. Сейчас он установлен в Самаре, где был создан.

Сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 — первый советский боевой самолет 4-го поколения. Группа из четырех таких самолетов способна контролировать воздушное пространство протяженностью до 1100 километров. Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всем диапазоне высот и скоростей. Он по-прежнему в строю: сейчас является носителем ракеты «Кинжал».

Подпишитесь на нас
Подпишись на Новости Mail.ru