Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 февраля 2010, источник: Росбалт - Петербург

В Петербурге вспомнят поколение Z

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 февраля. В Невской куртине Петропавловской крепости открывается выставка «Поколение Z. Пионеры звука в России 1920-х». Она посвящена истории советской экспериментальной музыки 1920-х годов, сообщает пресс-служба ГМИСПб.

На выставке будут представлены материалы из Государственного архива кино-фотодокументов, Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи, Российского государственного архива литературы и искусства, а также из частных архивов Марины Шолпо, Ханны Райхенштейн, Андрея Смирнова, Льва Болотского. Многие документы будут демонстрироваться впервые.

Краткий исторический период 1910-1930-х в России по сложности катаклизмов равен целой эпохе – революции, войны, тоталитарный режим. В обстановке голода, холода и нищеты творческие люди жили идеями о новой стране, где все будет иначе – совершенный человек, универсальный язык, удивительные машины.

Эти стремления были поддержаны и официальной властью. В 1918 году Анатолий Луначарский провозгласил,  что творчество должно быть построено на экспериментальном фундаменте. Художники, поэты, музыканты, архитекторы с энтузиазмом бросались в новую реальность, изучая математику, науки о природе света и звука, разрабатывая свои теории о новом искусстве. Именно эти люди названы на выставке «поколение Z». Символ «Z» в те годы был главным графическим воплощением духа времени. Это символ молнии, электричества, энергии, его можно увидеть на обложках, плакатах, художественных полотнах того периода.
 
В эти годы возникали многочисленные проекты-исследования, проходили выставки «Искусство Движения»  Алексея Гастева, «лекции-концерты» Льва Термена, Евгения Шолпо и др., концерты «Музыка будущего» Арсения Авраамова и т.п. В искусстве проявились почти все художественные языки – от футуризма до реализма.

Выставку открывает история ученого, поэта, анархиста и философа Алексея Гастева. Его влияние на культуру своего времени было огромно. В 1922 году под  воздействием идей Гастева композитор Арсений Авраамов создал циклопическую «Гудковую симфонию», для которой весь город  — музыкальный инструмент: гудки заводов и фабрик составляют один гигантский оркестр, пулеметы заменяют малые барабаны, а крупная артиллерия — большие.
Особое место в экспозиции уделено рассказу об изобретателе, физике и музыканте Льве Термене, создателе первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс, общепризнанном «отце» электронной музыки.

Главный раздел экспозиции «Графический звук», посвященный уникальной технологии синтеза звука с помощью света и графики искусственных звуковых дорожек, представит рукописи, чертежи и уникальные тон-фильмы – синтетические звуковые дорожки 1930-х.
 
Достижения «потерянных» пионеров-экспериментаторов были настолько же грандиозны, насколько печальна участь их творений. По ходу сталинских репрессий из официальной истории были вычеркнуты целые эпохи. Многим гениальным идеям был придан статус «утопии». Имена людей, совершивших культурный прорыв в революционные 1920-е годы, сегодня почти неизвестны в мире и совершенно забыты в России.

Между тем, разработки той эпохи, спустя почти 100 лет, показывают правоту экспериментаторов. Многие изобретения, казавшиеся утопическими, воссозданы спустя десятилетия.