Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Ужасно великий: чем Стивен Кинг запугал все человечествоПопулярность писателя у публики огромна, но академический литературный мир не может решить, причислять ли его к большим писателям
25 февраля 2010, источник: РИА Новости

Сотни людей пришли в Дом кино проститься с Владимиром Мотылем

МОСКВА, 25 фев — РИА Новости. Церемония прощания с создателем первого отечественного вестерна «Белое солнце пустыни», а также таких шедевров советского кинематографа, как «Звезда пленительного счастья» и «Женя, Женечка и “катюша”, известным российским режиссером Владимиром Мотылем, скончавшимся в воскресенье вечером на 83-м году жизни, прошла в Москве.

Проститься с другом и коллегой в столичный Дом кино пришли режиссер Александр Митта, актер Михаил Филиппов, ректор высших курсов сценаристов и режиссеров Андрей Герасимов, актер Игорь Костолевский, актер Владимир Андреев, актер Анатолий Кузнецов, актриса Татьяна Догилева, актер Андрей Соколов, режиссер Эльдар Рязанов, актер Станислав Садальский и многие другие.

Церемонию прощания открыл актер Игорь Костолевский, который рассказал о том, что на стене у него висит фотография со съемок картины «Звезда пленительного счастья» с надписью Мотыля «А не светила ли нам тем летом та самая звезда?».

«Она светила, я Вам буду всегда благодарен за ту звезду, за тот мир, который Вы мне открыли, за Ваших друзей, Окуджаву, Шварца, за моих замечательных партнеров», — сказал Костолевский.

Еле сдерживая слезы, Костолевский признался, что безумно благодарен режиссеру за все, чему тот его научил, за огромную школу, которая учила держать удар и никогда не сдаваться.

«Вы в хорошей компании — Окуджава, Шварц, Вы, наконец, выясните с ними все отношения», — добавил он.

«Сегодня для нас очень печальный день. Россия потеряла замечательного художника», — сказал актер Анатолий Кузнецов, сыгравший роль Федора Сухова в «Белом солнце пустыни».

Он вспомнил, о том, как познакомился с Мотылем, еще до съемок «Белого солнца», и не раз убеждался в том, что Владимир Яковлевич — это человек особый в своих проявлениях и в жизни, и в работе.

«Путь он выбрал для себя непростой. Надо отдать должное в его колоссальном мужестве. Вся жизнь его проходила в непростой, довольно жесткой борьбе. Он был принципиален, всегда отстаивал свои взгляды», — добавил Куцнецов, подчеркнув, что всегда восхищался этими качествами Мотыля.

Режиссер Эльдар Рязанов рассказал о том, какой непростой и далеко «не сахарной» была жизнь Мотыля в нашей стране. «Более тяжелой жизни, чем у Мотыля, я не представляю», — сказал Рязанов.

«С большим трудом каждая картина пробивалась к зрителю, его обходили наградами, он был персоной нон-грата. И единственное, когда он был счастлив, когда он снимал, и когда его фильмы выходили к зрителю», — продолжил он.

Рязанов признался, что очень ждет выхода его последней картины, «которая будет в большой степени исповедью». «Я ее еще не видел, но читал, что это прекрасная картина, очень откровенная, очень автобиографичная», — сказал Рязанов и прочитал стихи, которые написал только вчера поэт Евгений Евтушенко памяти Владимира Мотыля.

Мотыль был госпитализирован 5 февраля. Внук 82-летнего режиссера Аркадий Насонов сообщил тогда РИА Новости, что режиссер был дома один, с ним случился приступ, «возможно, инсульт, он упал и, возможно, там перелом». По словам собеседника агентства, режиссер не смог открыть бригаде скорой помощи дверь, поэтому ее пришлось взломать.

В тот же день врачи сообщили РИА Новости, что после обследования обнаружили у Мотыля перелом шейных отделов позвоночника и пневмонию. Тогда из отделения травматологии его перевели в реанимацию. По информации источника в медучреждении, 9 февраля состояние режиссера по-прежнему было тяжелое. Из больницы режиссер так и не вышел.

Владимир Мотыль будет похоронен на Востряковском кладбище.

Владимир Яковлевич Мотыль родился 26 июня 1927 года в белорусском городке Лепель. Когда ему было три года, его отца, польского эмигранта, арестовали и сослали на Соловки, где он погиб. Через несколько лет сослали и мать, и мальчик вместе с ней оказался в ссылке на Северном Урале. В начальных классах школы в городе Оса он организовал кружок, где ставил одноактные пьесы. Он сам расписывал картонные декорации играл главные роли.

В 1948 году Мотыль окончил актерское отделение Свердловского театрального института, а в 1957 году — заочно исторический факультет Уральского университета. Работал режиссером Свердловского драматического театра, затем актером и режиссером в театрах Сталиногорска (Новомосковск) Тульской области, Нижнего Тагила.

С 1955 года был главным режиссером Свердловского ТЮЗа. За время работы в театрах Урала и Сибири поставил более 30 спектаклей. В 1957-1960 годах Мотыль работал режиссером Свердловской киностудии. После 1960 года он не состоял в штате ни одной киностудии страны.

Как кинорежиссер Мотыль дебютировал в 1963 году на таджикской киностудии с фильмом «Дети Памира». В 1967 году по собственному сценарию совместно с бардом Булатом Окуджавой снял фильм «Женя, Женечка и “катюша”.

В 1969 году вышел его фильм “Белое солнце пустыни”, который оказался бестселлером как в национальном, так и в мировом прокате. Почти через 30 лет после выхода на экраны указом президента России Бориса Ельцина фильму была присуждена Государственная премия РФ.

В 1975 году Мотыль закончил съемки исторической эпопеи “Звезда пленительного счастья”, которую также единодушно признали кинокритики и публика. Однако успех фильмов Мотыля раздражал чиновников Госкино СССР, которым не нравилось, что режиссер живет в свободном режиме — отказывается войти в штат какой-либо киностудии. Его не включали в делегации, выезжавшие за рубеж, где показывались его фильмы, не допускали к международным конкурсам, обходили званиями, наградами.

В 1976-1985 годах Мотыль работал художественным руководителем творческого объединения “Экран” Гостелерадио СССР. Был художественным руководителем фильмов “Нет дыма без огня” (1972 год), “Где ты, Багира?” (1976 год), “Мерседес уходит от погони” (1980 год). Снял фильмы “Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад” и “Жил был Шишлов”.

В 1980 году на киностудии “Ленфильм” он поставил фильм “Лес” по одноименной пьесе Островского. Кино разрешили к показу только в 1988 году. В 1989 году на киностудии “Мосфильм” режиссер поставил ленту “Расстанемся, пока хорошие”.

С конца 1980-х вел режиссерскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров (ВКСР), потом был художественным руководителем режиссерского отделения ВКСР, возглавлял независимую студию “Арион”. С 2001 года — руководитель “Студии Владимира Мотыля”.

Мотыль снял десять фильмов, в последнем — “Багровый цвет снегопада” — показана реальная судьба женщины, всю свою жизнь посвятившей мести за зверски убитого большевиками мужа. Мотыль был не только режиссером-постановщиком этого фильма, но и автором сценария.

За свои работы Мотыль удостаивался наград на различных фестивалях: за фильм “Дети Памира” — приза Союза кинематографистов СССР и Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде (1964 год), приза Международного кинофестиваля в Джакарте (1965 год); за фильм “Звезда пленительного счастья” награжден почетным дипломом “Лучшие фильмы мира” на Международном фестивале 1977 года в Белграде; за “Белое солнце пустыни” получил приз фестиваля “Золотой Остап” в 1995 году, главный приз телефестиваля “Золотой билет” в 1996 году; за фильм “Несут меня кони” награжден главным призом фестиваля “Крымская киноривьера” (1996 год) и призом фестиваля “Листопад” в Белоруссии в 1997 году.

Мотыль был избран действительным членом Международной академии информатизации при ООН. С 2006 года входил в состав Совета по культуре при главе Совета Федерации РФ. Он неоднократно избирался в правление Союза кинематографистов России и был секретарем СКР.

Получил звания заслуженного деятеля искусств РФ (1992 год), заслуженного деятеля Таджикистана (1997 год); лауреат Государственной премии Таджикской ССР имени Рудаки за фильм “Дети Памира” (1964 год); лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства за фильм “Белое солнце пустыни” (1997 год). Награжден орденом Почета России за фильм “Белое солнце пустыни” (1995 год). В 2003 году удостоен почетного звания народного артиста России и награжден орденом “За кинематографическое событие” на кинофестивале “Кинотавр-2003” в Сочи.

Был женат на театральной актрисе Людмиле Подаруевой, которая оставила сцену в 1970-х годах, посвятив себя семье. Их дочь Ирина — художник-дизайнер по костюмам в кино. Внук — Аркадий Насонов, художник-авангардист, участник выставок в Москве и странах Европы, с 1998 года работает в Амстердаме.