Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 февраля 2010, источник: РИА Новости

Последователи иудаизма встречают свой самый веселый праздник — Пурим

МОСКВА, 27 фев — РИА Новости, Ольга Липич. Последователи иудаизма встретят в субботу вечером самый веселый еврейский праздник — Пурим, традиционно сопровождающийся карнавалами и обильным употреблением спиртного, — главный раввин России Берл Лазар в 20.00 мск откроет торжественный вечер в Московском еврейском общинном центре (МЕОЦ) в Марьиной Роще, сообщила РИА Новости пресс-служба Федерации еврейских общин страны.

Торжества в Москве

Берл Лазар исполнит основную из четырех заповедей праздника — прочтет свиток Эстер, повествующий об истории Пурима.

После официальной части торжеств в МЕОЦ пройдут разнообразные розыгрыши и конкурсы, в том числе на лучший «пуримский прикид», а также праздничный концерт популярной израильской группы «Аменагним».

На следующий день, 28 февраля, в Московском еврейском общинном центре также состоится чтение свитка Эстер (в 08.30 мск), после чего пройдет детский праздник с театрализованным представлением «Красочная история Пурима».

В честь Пурима маски наденут известные еврейские бизнесмены и творческие деятели — специальный карнавал в воскресенье в столичном ресторане «Роял-Холл» организуют Российский еврейский конгресс и Московская еврейская религиозная община.

По информации конгресса, в празднике примут участие, в частности, совладелец «Альфа-групп» Герман Хан, почетный президент «Вымпелкома» Дмитрий Зимин, президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер, депутат Госдумы РФ и Народный артист СССР Иосиф Кобзон, композитор Оскар Фельцман.

В программе вечера: пуримшпиль (представление на тему истории возникновения праздника), концерт джазовой музыки, праздничный стол с кошерным вином и танцы под балканскую клезмеровскую музыку, напоминающую цыганские мотивы.

Раввин Лазар — о Пуриме

По словам раввина Лазара, два обычая Пурима прямо противоположны обычному поведению евреев. Это пуримский карнавал, когда надеваются смешные, нелепые костюмы и маски, и «пуримская выпивка», когда празднующие доводят себя до такого состояния, чтобы уже не отличить Амана (главного злодея пуримской истории) от Мордехая (главного героя). Пурим — время свободы от налагаемых обществом ограничений, время отбросить условности и повседневные маски.

Поздравляя последователей иудаизма с Пуримом 2010 года, Берл Лазар напомнил: когда злодей Аман пришел к царю требовать уничтожения евреев, он аргументировал это тем, что «законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют». Аман утверждал, что раз у евреев есть Закон от Бога, они не могут соблюдать закон государства.

«Это серьезное обвинение: ведь и сейчас есть люди, которые с подозрением смотрят на верующих. Если человек только в Бога верит и Его закон блюдет, — говорят они, — мы не можем быть уверены, что он исполнит государственные законы, что он будет настоящим патриотом своего государства», — отметил главный раввин России.

По его словам, «Тора — это свет, соблюдение праздников — радость», а человек, обретший свет и радость, приносит больше пользы окружающим и своей стране — именно при управлении Мордехая, «второго при царе Ахашвероше», к землям царя присоединились еще и морские острова.

«Бог дает нам Закон не для того, чтобы ограничить человека, но с целью обратной, — чтобы позволить каждому из нас полностью раскрыть свой потенциал, на пользу себе, своим близким, своей стране», — убежден раввин.

«Сейчас, слава Богу, — добавил он, — руководители нашего государства понимают, что именно свобода вероисповедания, воспитание молодежи на традиционных ценностях помогает стране развиваться и процветать».

Лазар уверен, что, празднуя Пурим сегодня, соблюдая его заповеди, люди радуются «не только за то чудо, которое произошло в древние времена, но и за новое чудо Пурима, чудо для нынешнего поколения».

Пуримская история

Странные обычаи праздника «без границ» объясняются его историей.

Пурим традиционно отмечается в 14-й день еврейского месяца адара. Название праздника происходит от персидского слова «pur» — жребий.

По преданию, во время царствования персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса), женатого на еврейке Эстер, один из его сановников по имени Аман добился разрешения на избиение евреев и метал жребий о том, когда осуществить задуманное. Жребий выпал на 14-й день.

Узнав о грозящей беде, царица Эстер и ее двоюродный брат Мордехай распорядились собрать всех евреев, чтобы вместе поститься, молиться и учить детей Торе и любви к Богу. Именно с этого момента, говорят еврейские мудрецы, Бог перевернул жребий и обрушил коварные замыслы Амана на его собственную голову.

Во время пира в честь Эстер Ахашверош пообещал исполнить любое ее желание — и царица попросила даровать жизнь себе и своему народу. Царь разгневался на Амана, задумавшего погубить евреев, а значит, и его жену. И в определенный жребием 14-й день месяца адара казнь постигла не евреев, а сановника и его сыновей.

А сын Ахашвероша и Эстер — Дарий II — впоследствии восстановил Иерусалимский храм, разрушенный Навуходоносором в 423 году до Рождества Христова.

История, лежащая в основе Пурима, зафиксирована в свитке Эстер, торжественное чтение которого является неотъемлемой частью праздника.

Другая заповедь Талмуда предписывает евреям проводить Пурим «в веселье». Это один из немногих праздников, когда евреям разрешено употреблять крепкие напитки сверх меры, поскольку в Пурим, согласно свитку Эстер, «все перевернулось»: угроза сменилась радостью, а гибель — спасением, свидетельствуя о возможности найти зерно добра в любом зле и обратить его в добро. У празднующих Пурим считается, что подобный «переворот» достигается в том числе опьянением, когда человек уже не может различить фразы «проклят Аман» и «благословен Мордехай».

Одно из основных угощений в этот день — сладкие пирожки с маковой начинкой — аменташ (в переводе — «уши Амана»).

В Пурим устраиваются шуточные представления, костюмированные балы и маскарады, которые призваны напоминать о том, что под маской случайных стечений обстоятельств скрывается Божественный замысел. В средние века во время таких представлений также сжигалось чучело Амана.

Еще две заповеди праздника — дарить друг другу «съедобные подарки» и помогать нуждающимся, чтобы этот день принес радость как можно большему числу людей.