Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 февраля 2010, источник: РИА Новости

Французы на московской сцене: культуры, наконец, встретились

На этой неделе в Москве стартовала театральная программа перекрестного года Россия – Франция. «Перекрестный год» означает, что его мероприятия пройдут в 33 городах России и в 16 городах Франции. Театр наций совместно с Французским культурным центром открыл фестиваль под названием «Другой театр».

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера»,  специально для РИА Новости.

На этой неделе в Москве стартовала театральная программа перекрестного года Россия – Франция. «Перекрестный год» означает, что его мероприятия пройдут в 33 городах России и в 16 городах Франции. И вот Театр наций совместно с Французским культурным центром на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда открыл фестиваль под названием «Другой театр», который вошел в большую афишу года двух стран, спектаклем «Проект RW» Компании «Карт Эль».

28 февраля эстафетную палочку подхватывает Центр драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина. Сцена «На Беговой» примет Театр «Ателье» со спектаклем по пьесе Поля Клоделя «Тяжелый хлеб» (Постановка Агат Алексис и Алена Алексиса Барсака)

Идея такого сотрудничества зародилась на самом высшем уровне несколько лет назад, и 2010 год был определен как время встречи культур. Уже состоялись пресс-конференции и в Париже, и в Москве. Франции и России обещано более 400 событий в области искусства, экономики, науки и спорта, не считая программы, не включенной в официальный протокол.

Что касается театра, то программа выглядит впечатляюще. С 14 по 19 сентября 2010 года  на Новой сцене Большого театра состоится мировая премьера балета «Апокалипсис» в постановке Анжелена Прельжокажа. 27 сентября также в Большом театре состоится премьера оперы «Вишневый сад» в постановке Дмитрия Чернякова на музыку современного французского композитора Филиппа Фенелона, написанную  по заказу Парижской Оперы специально к чеховскому юбилею. А во Франции  в театре  des Gémeaux (парижский пригород Со) можно будет увидеть другой спектакль Дм. Чернякова под условным названием «Сочинения по новеллам Чехова».

Традиционный Парижский Осенний фестиваль пройдет в этом году  как Русская театральная осень. Александринский театр будет представлен спектаклем Валерия Фокина «Женитьба» Гоголя, 29 сентября — 1 октября в Париже, Театр de la Ville (бывший театр Сары Бернар). Владимир Панков, поставивший «Свадьбу» Чехова в белорусском театре им. Янки Купалы, привезет свою работу и покажет ее также на сцене Театр de la Ville 19 —23 октября. Осенний фестиваль в Нормандии предполагает показать спектакли Дмитрия Крымова «Опус 7» и «Та-ра-ра-бум-бия».

Театральная Франция в России будет представлена также спектаклем «Женитьба Фигаро» Комеди Франсез, режиссер Кристоф Рок, который проедет в турне по городам России в сентябре-октябре (Екатеринбург, Калининград, Москва, Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург). В апреле в РАМТе в рамках Международного фестиваля им. А.П.Чехова в Москве будет представлен спектакль «Казимир и Каролина» по пьесе Э. Фон Хорвата, поставленный  Эммануэлем Демарси-Мота, который стал новым художественным руководителем парижского Театра de la Ville.

В ближайшую неделю будет идти упомянутый фестиваль «Другой театр» (с 24 февраля по 4 марта), на котором можно будет увидеть, как современные театральные группы, небольшие мобильные компании, ищут новый сценический язык, синтезируют видеоарт, пластику, акробатику, динамические движущиеся конструкции. 27, 28 февраля и 1 марта компания «Циммерман де Перро» покажет спектакль «Гааф Афф». 3 и 4 марта «Тюрак театр»  — спектакль «А мы и не знали». Все это можно будет увидеть на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда.

Первый спектакль «Проект RW» Компании «Карт Эль», уже показанный в Москве, может вполне дать представление о том, какой «другой театр» мы увидим.

Литературной основой послужил спектаклю рассказ «Прогулка» швейцарского писателя Роберта Вальзера (1878-1956), полный нежной поэзии и трепета перед тем, что называется прогулкой, маленьким путешествием, в котором освобождается душа. Оттого и неясно, свершается ли это перемещение в пространстве швейцарского городка или в пространстве мысли и воображения. Поход в булочную, к портному, визит в банк или посещение книжного магазина  — повод для приключения мысли, а не для заурядного оздоровительного моциона или удовлетворения географического любопытства.

Режиссер и сценограф этого спектакля Микаэль Дюсотуа, возможно, поэтому уподобляет портал сцены окну. Каким должно быть это окно Поэта? Через него видится мир, а не только соседняя улица. Рама портала одета в легкое деревенское кружево, что сообщает какую-то прелесть всему, что будет происходить внутри этого поэтического окна. Но также дает и объем, воздух, увеличение увиденного и пережитого. И на роль Поэта приглашается не просто актер, а актер и воздушный гимнаст Дамьен Сожон, поскольку полет воображения, бегство от нужд низкой жизни возможно выразить, лишь оторвавшись от земли. Стол, стул Поэта то и дело вздергиваются в воздух, как и весь окружающий мир с горожанами, поросятами, холмами и горами.

Этот эффект высекается с помощью световой проекции на экран. Но и экран в спектакле особый — уподоблен огромному листу бумаги, через него мы видим тени рождающихся образов, которые Поэтом фиксируются на бумаге, а потом живут своей независимой жизнью. Поэт — акробат слов, гимнаст, тренирующий свое воображение, оттого Дамьен Сожон ведет рассказ о своей прогулке с помощью почти цирковой акробатики, а стол и стул писателя превращаются в невесомые предметы, зависшие в воздухе сцены.

Правда, и земной мир спектакля не похож на реальный. И портной с помощницей, и добрый банкир, дающий стипендию поэту, и владелец книжного магазина, и многие другие персонажи, сыгранные всего лишь тремя актерами — Клер Корлье, Марин Брагар, Оливье Тюрком — характеры, пропущенные через воображение Поэта, похожие на персонажей швейцарского лубка, если таковой имеется. Они словно нарисованы кистью Анри Руссо. Быт непременно превращается в поэзию, предметы обретают иную сущность: и сундук портного, и книжная лавка в магазине обретают символическое значение. Быт таит угрозу обыденного, поэтому эти предметы окутывает тревога, пока их не превращают в поэтические образы создатели спектакля.

«Другой театр» из Франции в ближайшую неделю покажет  спектакли, которые представят разные пути того, как обнаружить через театр поэзию в жизни, как театром можно удивить, создавая пространственные чудеса на сцене.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции