Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 февраля 2010, источник: Росбалт - Петербург

Весна тянет резину

Ленинградский завод «Красный треугольник», лидер СССР по выпуску галош и болотных сапогов, вряд ли когда-нибудь возродится в былой экономической красе. Однако нынешний ажиотажный спрос на резиновую обувь обязательно приведет к открытию в России еще нескольких предприятий, производящих модные сапоги. Впрочем, пока такой обуви на всех не хватит.

Накопившиеся за несколько суровых зимних месяцев сугробы начинают таять. Особенно остро проблема стоит в Петербурге, и уже очевидно, что к марту Северная Венеция может превратиться в Северную Атлантиду. А значит, пора запасаться плавсредствами, или хотя бы резиновой обувью.

Торговля откликнулась на потенциальный спрос весьма оперативно, и резиновая обувь появилась в таких обувных магазинах, в которых ее отродясь не было. Раскупаются резиновые сапоги быстро, ходовые размеры в дефиците. У специализированных магазинов рядом с некогда знаменитым заводом «Красный треугольник» на Обводном канале очевидцы видели хвост очереди на улице.

Ажиотажный спрос на резиновую обувь отмечается не только в Петербурге, а на всем постсоветском пространстве. Сообщения о «резиновом голоде» уже приходят из Минска, Киева и Таллина. Например, портал Delfi цитирует заявление регионального менеджера Rīgas apavi, (сеть магазинов Walking), Айрита Уступа, по словам которого такого спроса на резиновую обувь, как сейчас, не наблюдалось еще никогда. В частности, по сравнению с февралем прошлого года объемы продаж сапог выросли на несколько тысяч процентов. Менеджер признает, что спрос вряд ли удастся удовлетворить. Эта угроза сегодня актуальна и для Петербурга, складские запасы закончатся, и опоздавших будут встречать голые полки.

Между тем, энтузиазм покупателей подхлестыват не только угроза весенней распутицы. «Сейчас наблюдается общий всплеск спроса на резиновую обувь». — сообщила «Росбалту» генеральный директор Российского союза кожевников и обувщиков Александра Андрунакиевич. При этом эксперт уточнила, что сегодня кроме сезонного фактора на спрос влияет и мода. «Мода на резиновую обувь “держится” уже второй год, — констатирует Андрунакиевич. — Если ранее основным потребителем резиновой обуви были регионы, а не мегаполисы, то теперь спрос пришел и в столицы».

Естественно, модно носить не гастрабайтерские черные сапоги, а художественно оформленные модели. Несколько лет назад в отрасли произошел технологический прорыв, резиновую обувь стали производить из современных полимеров, позволяющих дизайнерам, что называется, порезвиться. Естественно, в основном такая обувь привозится из-за рубежа. Впрочем, импорт превалирует на всем российском обувном рынке, составляя около 90% всей продаваемой в России продукции.

Но и с собственным производством у России все не так плохо. Ведь выпуск резиновых галош — дело нехитрое. «Производство резиновой обуви больше относится к химической промышленности, чем к легпрому, — отмечает Андрунакиевич. — При этом в последнее время в России открылся ряд предприятий, например, в Астрахани. И теперь резиновая обувь производится не хуже европейской».

Кроме Астрахани резиновые сапоги производят на заводах Ростова и Подмосковья. А вот некогда знаменитый и выпускавший ежегодно до 50 млн пар галош петербургский «Красный треугольник» почти сошел с дистанции. Бывший лидер отрасли теперь распался на ряд компаний, единицы из которых имеют отношение к рынку обуви. Особой надежды на возрождение у завода нет, ведь в Петербурге относительно дорогая рабочая сила, поэтому выгоднее открывать такие предприятия в регионах.

С другой стороны, нынешний ажиотаж обязательно приведет к открытию в России еще нескольких обувных заводов. Правда, как сообщили «Росбалту» в ассоциации «Рослизинг», пока роста спроса на оборудование для таких производств не отмечается.

Добавим, что по данным Союза обувщиков, годовой легальный объем выпуска обуви российскими предприятиями составляет 10-15 млн пар. При этом в России ежегодно продается 450-600 млн обувных пар на общую сумму $16,5-23 млрд. Около 5% от этой суммы составляют расходы россиян именно на резиновую обувь, и в связи с модой ее доля может вырасти до 10%.

Игорь Чубаха