Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
2 марта 2010, источник: РИА Новости

Темнота провоцирует людей на нечестные поступки

МОСКВА, 2 мар — РИА Новости. Ощущение темноты, создаваемое неполным освещением или простым ношением затемненных очков, побуждает людей совершать нечестные поступки благодаря укреплению их чувства анонимности, утверждают авторы исследования, принятого к публикации в журнале Psychological Science.

«Представьте себе человека, сидящего в одиночестве в закрытой комнате и решающего сказать ли правду или солгать в электронном письме совершенно незнакомому человеку. Очевидно, что уровень освещения в комнате не должен влиять ни на это решение, ни на степень анонимности человека в данной ситуации. Тем не менее, темнота может побудить данного человека на неэтичное поведение в этом случае», — сказал Чэнь Бо Чжун (Chen-Bo Zhong), ведущий автор исследования из Университета Торонто, слова которого приводит пресс-служба Ассоциации психологической науки США, выпускающая журнал.

В своей работе Чжун и его коллеги экспериментально показали, что восприятие темноты, даже такое тонкое ощущение темноты, которое возникает от ношения солнцезащитных очков, заставляет людей чувствовать себя защищенными от внимания и любопытства посторонних, что побуждает их к нечестным поступкам.

В своем первом эксперименте ученые попросили добровольцев выполнить небольшой интеллектуальный тест, находясь в одиночестве в комнате. Одна группа добровольцев помещалась в комнату с приглушенным светом, другая — в хорошо освещенную. Каждый участник эксперимента получал 10 долларов и 20 листов с таблицей, содержащих 12 трехзначных чисел. Добровольцам предстояло за 5 минут найти на каждом листе по паре чисел, сумма которых дает 10, за обнаружение каждой из которых они получали по 50 центов. Ученые предоставили возможность участникам самим оценить качество работы и определить по итогам 5 минут сумму, на которую те могут справедливо рассчитывать.

Остаток суммы они должны были поместить в специально предназначенный для этого пустой конверт.

Оказалось, что обе группы в среднем одинаково хорошо справились с тестом, однако члены группы, выполнявшей работу в затемненном помещении, в среднем жульничали больше, оставляя себе сумму денег, большую той, что должны были.

Во втором эксперименте ученые разделили участников на две группы, члены одной из которых носили темные очки, тогда как члены второй — прозрачные. Участники эксперимента должны были на свое усмотрение распределить полученные от ученых 6 долларов между собой и незнакомцем, находившимся в соседней комнате.

Выяснилось, что обладатели солнцезащитных очков вели себя заметно более эгоистично по сравнению с теми, кто носил прозрачные очки.

В третьем эксперименте ученые провели совершенно аналогичную второй работу, однако по завершению эксперимента с помощью теста проверили, насколько анонимными чувствовали себя его участники. Оказалось, что те, кто носил темные очки, не только вновь проявили себя более нечестными людьми, чем обладатели прозрачной оптики, но и чувствовали себя более анонимными по сравнению с этой группой.

На самом же деле степень анонимности во всех трех экспериментах у всех участников была одинаковой, что говорит о влиянии ощущения темноты на восприятие собственной анонимности людьми и влияние этого поддельного восприятия анонимности на поведение.