Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
3 марта 2010, источник: Вести.Ru

Выставка к 160-летию пейзажиста Ивана Похитонова

Если зрителям в кинотеатрах все чаще перед началом просмотра выдают стереоочки, то на выставку Ивана Похитонова в Третьяковскую галерею имеет смысл захватить лупу. По крайней мере, так творчество этого художника раскрывается в полном объеме.

Объем или, скорее, бесконечная перспектива. Крошечные пейзажи передвижника Похитонова, как его называли «самого французского из русских художников», хвалили Крамской, Поленов, Васнецов и Серов. А Репин в восторге называл «миниатюрными перлами».

Элеонора Пастон, куратор выставки, объясняет: «Если внимательно вглядеться в картину, можно разглядеть не только движения прачек, вот одна наклонилась, другая отжимает, но и разглядеть их веселые лица, они о чем-то весело разговаривают».

Художник за мольбертом — альтер эго фанатично преданного делу Похитонова — меньше пятирублевой монеты. Как он вырисовывал эти мелочи, удивлялись современники. Чего стоит один только список инструментов — помимо кистей: скальпели, игры и рыбьи кости.

«Желание проникнуть в самую суть, в самую сердцевину природы. А для этог надо было этого вырабатывать, вырабатывать», — говорит Пастон.

У Похитонова, рожденного в поместье Матреновка, не сложилось с родиной. Он должен был уехать в Европу, так как нуждалась в лечении сестра, там обзавелся семьей, затем все-таки купил поместье в Белоруссии, но снова эмигрировал, ведь началась революция. Другие о Париже мечтали. А он тосковал по России, с легкостью завоевывая Париж. Там о русском «миниатюрщике» ходили легенды, например, о его участии в конкурсе рисунка на монете. «Похитонов изобразил нескольких всадников на лошадях на одной монете и, естественно, выиграл этот конкурс», — рассказала куратор выставки.