Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
4 марта 2010, источник: АиФ Омск, (новости источника)

В Омск привезли скандальную фотовыставку

В течение всего марта в Омском музее Кондратия Белова будет открыта выставка Умиды Ахмедовой «Женщины и мужчины: от рассвета до заката».

В течение всего марта в Омском музее Кондратия Белова будет открыта выставка Умиды Ахмедовой «Женщины и мужчины: от рассвета до заката».

На экспозиции представлено около 60 фотографий, повествующих о жизни и культурных традициях узбекского народа. Основой для выставки стали фотографии, опубликованные три года назад в одноименном фотоальбоме.

Примечательно, что проект Ахмедовой не поддержали в самом Узбекистане и все финансирование взяло на себя посольство Швейцарии. Фотохудожница попала в так называемую «Гендерную программу» посольства.

Реакция местных властей была, наоборот, резко отрицательной. Через два года после выхода книги прокуратура Ташкента возбудила уголовное дело за «оскорбление и клевету на узбекский народ», теперь Умиде Ахмедовой грозит наказание вплоть до лишения свободы сроком на шесть месяцев.

На взгляд большинства посетителей выставки, фотографии не несут в себе никакого отрицательного смысла. На них изображены праздники, обряды и будни узбекского народа. По словам Владимира Белова, директора музея Кондратия Белова, в суде в качестве доказательства вины Ахмедовой была представлена фотография, на которой запечатлен ребенок, выглядывающий на улицу сквозь окно облупившегося глинобитного строения. Вряд ли европейцы назвали бы его домом в прямом смысле этого слова – здание скорее напоминает хлев для скота.

Безусловно, это могло вызвать некий резонанс на Западе, но в целом, картина является реальным отражением уклада южного народа. На других фото со вполне миролюбивыми названиями «День памяти», «Перепелиные бои», «У окна», «Портрет сестры» изображены улыбающиеся жители Узбекистана, и даже народная артистка СССР Сабира Кумушалиева, позировавшая для одной из фотографий. Пожалуй, больше всего снимков посвящено улыбающимся детям – «Хитрец», «Мечтатель», «Колесо времени» и другие. И, разве что, только на одной из них – «Семья тракториста» — вид подрастающего поколения может вызвать жалость: на фоне одноэтажного дома и полуразвалившегося трактора запечатлена откровенно бедная семья из пяти человек.

Самый гуманный суд

Процесс по делу Ахмедовой начался 9 февраля в Ташкенте и занял всего два дня. Считая себя невиновной, фотохудожница отказалась подписать признание и подать прошение об амнистии. На процесс, помимо трех десятков родственников и близких друзей Ахмедовой, пришли представители правозащитных организаций и сотрудники западных посольств. Приговор был вынесен на второй день.

Никого не удивило, что Ахмедову признали виновной. Но суд «принял во внимание личность Ахмедовой, ее семейное положение, то, что она имеет троих детей, положительную характеристику, то, что она ранее не судима, а также степень общественной опасности содеянного ею преступления». Но, пожалуй, основным спасительным фактором оказалось то, что «преступление» было совершено до издания Постановления Сената Узбекистана об амнистии. В результате Умиду Ахмедову освободили от наказания на основании одного из подпунктов амнистии.

Но травля фотохудожницы продолжается до сих пор. В конце февраля финансируемая городским бюджетом ташкентская газета «Вечерний Ташкент» опубликовала статью, посвященную Ахмедовой. В статье многократно повторяется мысль о том, что фотограф просто обязана понести наказание за искаженное представление быта узбеков. Одновременно высказывается резко отрицательное отношение к «западным» порокам вроде однополой любви и педофилии. Какое отношение к этому имеет вполне безобидная подборка фотографий Ахмедовой – непонятно. Ахмедову упрекают так же в том, что за помощью в выпуске альбома и снятого на следующий год документального фильма «Бремя невинности», фотохудожница и кинодокументалист обратилась к Западу.

По мнению авторов статьи, «западному зрителю глубоко безразличны успехи молодой страны, зато он охотно клюет на эротическую “клубничку” и “нищую экзотику”. Неудивительно, что в творчестве Ахмедовой образ Узбекистана постепенно приобрел все более средневековый характер, а его граждане показаны милыми, но “нищими и отсталыми” дикарями, живущими “по варварским обычаям”.

В общем, по мнению узбекских властей, Ахмедова состоит чуть ли не в сговоре с Западом, намеревающимся “перевоспитать” восточные народы и привнести в их жизнь цивилизованные устои.

Как бы то ни было, остается порадоваться, что жители других стран, в том числе и россияне, все-таки имеют возможность увидеть фотографии с радующимися жизни узбеками.

Факты из биографии

Умида Ахмедова родилась в городе Паркенте Ташкентской области Узбекистана. В 1986 году закончила кинооператорский факультет ВГИК в Москве, став первой женщиной-кинооператором в Узбекистане. В качестве оператора-постановщика сняла не менее десятка фильмов. К середине 1990-х годов занялась исключительно фотографией. В 2003-2005 годах в Тбилиси состоялись ее персональные фотовыставки в рамках Международной Конференции “Гендер и СМИ”. В 2004 году У.Ахмедова получила Гран При в номинации “Современная фотография Центральной Азии” на конкурсе Интер-Пресс-Фото России. В 2006 году прошла ее персональная фотовыставка в Копенгагене.