Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
5 марта 2010, источник: Сибирское агентство новостей - Красноярск

Программа «Есть 18? Подтверди!»: научить говорить «Нет»

От слов к делу. Ответственные предприниматели Красноярска не стали ждать изменений в законодательстве и помощи со стороны чиновников. Руководители торговых сетей и заведений общепита, объединившись, самостоятельно стали предпринимать конкретные меры в борьбе за здоровье подростков.

От слов к делу. Ответственные предприниматели Красноярска не стали ждать изменений в законодательстве и помощи со стороны чиновников. Руководители торговых сетей и заведений общепита, объединившись, самостоятельно стали предпринимать конкретные меры в борьбе за здоровье подростков.

Мы не продаем алкоголь детям!. Вот так, взявшись за руки продавцы, официанты и кассиры голосуют против продажи спиртного детям. В Красноярске прошел необычный тренинг Нет 18 — нет алкоголя и сигарет!. С помощью ролевых игр бизнес-тренеры обучали работников торговли, как грамотно отказать несовершеннолетнему покупателю. Главная цель — предотвратить правонарушения. Ведь по результатам анонимных опросов, большинство продавцов, действительно, не могут сказать нет подросткам!

Елена Баженова, продавец сети Bank Beer: Прошу у него документы, но у меня нет никаких прав, полномочий. Я не миллиционер, не инспектор. Я не могу у него потребовать, именно потребовать. И на этой почве возникает конфликт: доказывает свою правоту, что ему есть 21 год. Я не могу не опровергнуть, не подтвердить это. Как мне в этой ситуации быть.

Участники тренинга обыгрывали различные ситуации, с которыми они сталкиваются каждый день на рабочем месте: подросток требует продать ему бутылочку спиртного и не желает предъявлять документы. Конфликт. И блистательный финал, который не всегда бывает в жизни.

Ситуация в супермаркете (инсценировка):

— Нет, у меня нет с собой паспорта. А вообще, почему я должна вам показывать свой паспорт?

— Вы можете не показывать, но без паспорта я вам алкоголь не продам.

— Я плачу вам деньги, продайте нам водку. Я что зря сюда шла?

— Еще раз вам говорю и объясняю, что водка вам продана не будет.

— Я не уйду отсюда пока, вы мне не продадите.

— Хорошо, наш магазин работает круглосуточно, заходящие гости будут думать, что у нас большая посещаемость.

Каждое выступление жарко обсуждали. Коллеги критиковали друг друга, советовали, как избежать конфликтных ситуаций.

Лидия, старший продавец сети магазина Троя: Раз вы не выполняете наш заказ, запросто могли бы сказать, что пойдем, мол, в другой бар уйти

Как выяснилось, для многих продавцов общение с несовершеннолетним покупателем действительно проблема, когда нужно сделать серьезный выбор. Эти два часа вместе некоторых заставили на многое взглянуть по-другому.

Александр Вензель, продавец-кассир супермаркета Командор: Бывают такие ситуации, когда меня просят молодые люди: пойми нас, брат. Для меня, скорее всего, важнее иметь свою совесть, это уже понимание того, что за этим последует за моей продажей, за моим действием. Вот я им продам, и что потом будет? Просто прослеживаешь всю эту цепочку в голове, и уже не хочется продавать. Здесь уже дело не в работе, а уже именно душевные какие-то переживания и ощущения.

Екатерина Журдак, официант комплекса ресторанов Красноярск: Если бы вот везде: в любом ресторане, в любом павильоне, даже в каком-то маленьком ларечке — везде запрещали бы и не продавали бы, и они (подростки) бы знали, что они в любом случае не купят, что везде у них спросят паспорт, то они бы и не покупали

Продавцы сочиняли лозунги и готовили агитационные плакаты. И результат этой работы, можно смело назвать маленькой победой над большой проблемой.

Татьяна Бабкина, администратор по обучению сети гастрономов Красный Яр: Мы за здоровую нацию. Мы не хотим продавать алкоголь чужим детям, чтобы алкоголь не продавали нашим детям!

Во многих компаниях подобные тренинги стали уже обязательными в программе обучения. Однако, по словам, штатных инструкторов, фронт работы еще есть.

Татьяна Бондаренко, ведущий менеджер по подбору персонала торговой сети Пятерочка: Задают вопросы: а вот как лишний раз спросить, вот дай паспорт, вот дай паспорт и все. Значит будем на это обращать внимание, мы будем учить их, как нужно разговаривать с покупателям.

Подобные акции прошли уже во многих городах России: Астрахани, Новосибирске, Пензе, Краснодаре. Однако в этих регионах, инициатива исходили от городских властей и правоохранительных органов. В красноярске главными организаторами выступили бизнес-сообщество и телекомпания ОРТВ. Неравнодушными оказались руководители порядка 15 красноярских компаний. Они направили на тренинг барменов, продавцов, кассиров, администраторов по обучению персонала. Предприниматели, психологи уверены, что такие занятия и встречи имеют куда большее положительное влияние, чем штрафы и наказания.

Ангелина Рождественская, бизнес-тренер, психолог: Кто-то, может быть, и знал уже, но увидел позицию другого человека. Это тоже важно: этот человек думает иначе. Я беру и думаю, как он, и это применяю. А самое главное, что я хотела сделать в своей работе, и в конце говорила, чтобы каждый что- то взял с собой. Что вы будете делать из конкретных действий. И когда мне отвечали, что я буду теперь работать с персоналом, я буду теперь учить увереннее говорить нет. Мне стало приятно.

И хотя, некоторые из присутсвующих до сих пор плохо ориентируются в государственных законах, для себя четко решили, главное — не это, а гражданская позиция человека.

Дмитрий Филоненко, директор кафе Город: Много людей, которые задумываются об этом, соответственно если задумываются и плюс ко всему, это будет освещаться. Соответственно, мы имеем все шансы, чтобы эту ситуацию исправить.

Александр, заведующий производством сети пиццерий Chezz: Представь себя на месте этого родителя. Если ты хочешь, чтобы у тебя был такой ребенок, который пьет? Не вопрос — продавай.

А я напоминаю, что вы также можете внести свою лепту в решение проблемы продажи алкоголя и сигарет несовершеннолетним, учавствуя в обсуждениях на сайте www.ortvtv.ru или www.sibnovosti.ru