Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 марта 2010, источник: АиФ Омск, (новости источника)

Когда не поздно отвести ребёнка к логопеду

«У нас в семье все плохо говорили», — так обычно родители оправдывают дефекты речи собственных малышей.

«У нас в семье все плохо говорили», — так обычно родители оправдывают дефекты речи собственных малышей.

А потом получается, что в десять, а то и более лет приходится вести ребёнка к логопеду и штурмом брать злосчастного «Грека», который «ехал через реку» и ловил там «раков». И если чадо картавит или вместо «раков» у него почему-то получается «лаки» — это ещё самый безобидный случай.

Логопедов с каждым годом становится всё меньше, а процент детей с разной степенью нарушений речи неустанно растёт. О проблемах правильного произношения и чистоты родного языка наш корреспондент беседует с Еленой Фигуренко, логопедом, победителем конкурса лучших педагогических работников, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

Заглядываем в рот

— Елена Владимировна, почему у детей сейчас так много речевых нарушений?

— Здесь много факторов. Чаще всего к нам направляют детей с нарушениями речи в результате органического поражения головного мозга и речевого центра, вследствие осложнений течения беременности, родовых травм. Но не стоит исключать и социальные факторы: снижение уровня языковой культуры в целом, занятость родителей, которые не позволяют получить ребёнку навык говорения.

А ведь дефицит общения нельзя компенсировать развивающими компьютерными играми или передачами. Раньше бабушка рассказывала внукам сказки, так они ей в буквальном смысле в рот заглядывали, «считывали» артикуляцию каждого звука. А сейчас включили ребёнку западный мультфильм, где артикуляция героев не прослеживается.

Родители считают, что дефекты речи свойственны дошкольному возрасту и сами собой пройдут, а через несколько лет хватаются за голову. Ошибки проявляются на письме, и никакими правилами рус­ского языка их не объяснишь. Это специфические логопедические ошибки — замещение букв, неправильное образование притяжательных прилагательных: «медведин хвост» вместо «медвежий». Каких только вариантов не выдают!  

— А какие самые распространённые дефекты речи у малышей?

— Ошибки дошкольников разнообразны. Это замены, искажение звуков речи. Если ребёнок замещает «ш» на «с», или «р» на «л», то это не так страшно, здесь нужно просто поставить звук. Другой случай — искажённое звукопроизношение, которое вызвано  нарушением артикуляции. Вырабатывается фонематический стереотип, и чем больше времени проходит, тем сложнее это исправить. Нужен постоянный контроль над тем, как ты говоришь. Часто бывает, что с логопедом ребёнок говорит идеально, а когда приходит домой — «каша во рту». Дома ведь не требуют говорить красиво. 

— Когда не поздно отвести ребёнка к логопеду?

— Дошкольный возраст — самое благоприятное время для нормализации звукопроизносительной стороны речи. Именно в этом возрасте закладывается чувство языка. В начальной школе речевые недостатки ещё можно исправить. Сложность в том, что ошибки устной речи отражаются на письме. И если ребёнок, который не произносит шипящие, начинает писать, то у него и получается не «шишка», а «шиска», к примеру. Что слышит, то и пишет. Как с точки зрения русского языка объяснить, что ребёнок пишет «мама пошёл»? А он просто путает категории рода, и это тоже относится к логопедической работе.

А «суни кутят»

— Научить ребёнка правильной речи — кропотливое занятие, сколько на это уходит времени?

— В логопедических группах уходит два-три года. Но мы занимаемся и связной речью, и пополнением словарного запаса, звукопроизношением, развитием внимания, памяти. Каждый звук ставится, закрепляется в слоге, слове, словосочетании…

— А самый сложный случай из практики вспомните?

— У меня как-то были два мальчика-близнеца с нарушением звукопроизношения всех групп звуков, слоговой структуры, несогласованием в роде. Слова изменяли так, что не поймёшь. Например, «Суни кутят» — это «слюни текут». Я пыталась записывать за ними их реплики, но у них столько  вариантов одного и того же слова! У некоторых детей бывает, что и заднеязычные звуки нарушены. Говорит «тофта» вместо «кофта», и всё тут. Хорошо, когда мамы детей своевременно реагируют на появление ошибок в письме.

— А взрослые люди к помощи логопеда сознательно обращаются?

— Редко. Взрослые привыкают к дефектному произношению и не замечают его. Помощь логопеда может потребоваться в тяжёлых случаях после инсульта,  когда нарушается речь.

— Не все дикторы на телевидении сейчас отличаются идеальной речью…

— Слух режет. Но с этим ничего не поделаешь. Это снижение уровня языковой культуры нашего общества.