Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
10 марта 2010, источник: АиФ Волгоград

Яэль Иоффе: «А у нас каждый месяц 8 марта!»

Председатель еврейской общины в Волгограде уверена: антисемитизм еще никому не вредил

Председатель еврейской общины в Волгограде уверена: антисемитизм еще никому не вредил

Оказывается, каждый первый день месяца еврейского лунно-солнечного календаря – «женский день». Женщина в этот день осво­бождается от домашних забот. Муж говорит ей комплименты.

А в некоторых общинах есть обы­чай дарить в этот день женам золо­тые украшения. «Опять вы хорошо устроились!» – не смогла я удер­жаться от возгласа, разговаривая с председателем Совета Еврейского общинного центра Волгограда Яэль Иоффе. Недавно этот центр отпразд­новал своё десятилетие. Мы решили поговорить о стереотипах, бытую­щих в обществе. Как живёт община, насчитывающая около 5000 чело­век? Приходится ли сталкиваться с проявлениями антисемитизма? Что сами евреи думают об этой нелюбви?

О бедных евреях

— Создание общины в Вол­гог­раде было делом необходимости, – рассказывает Яэль Иоф­фе. – Когда 10 лет назад мы хотели создать для наших детей летний лагерь на базе одной из школ Волгограда, возникли проблемы. Хотя и директор был рад: школа получала материальную выгоду. И лагерь был традиционный, но с изучением иврита. Но из городского управления образования пришел негласный запрет: «Нельзя! Это же религиозная организация!». И тогда мы создали организацию благотворительную. Сегодня центр – учредитель школы и садика. Мы сотрудничаем по благотворительным программам с фондом «Керен. Едидут», направленным на поддержку детей из малообеспеченных еврейских семей. Помогаем и социальному центру «Лучик» в Волгограде.

«АиФ»: — А есть бедные еврейские семьи?

Яэль Иоффе: –Это стереотип, что все евреи богатые. Треть детей, которые учатся в нашей школе, – дети из неполных семей. Понятно, что одна мама ча­сто не в состоянии обеспечить ре­бёнка всем необходимым для учёбы и занятий в кружках. Евреи являют­ся органичной частью российского общества со всеми его проблемами. Когда смешанные семьи распадают­ся, это дополнительная болевая точ­ка. Сказывается разница менталитетов. Евреи не подходят под опреде­ление национальности ООН: «Общ­ность людей, проживающих на одной территории, имеющих один язык и т. д.». Вся еврейская жизнь основана на Торе.

«АиФ»: – Этот стереотип рас­пространён из-за того, что у всех на  слуху фамилии олигархов: Абрамович, Березовский, Вексельберг. Как думаете, почему среди евреев много олигархов?

ЯИ: – А среди евреев вообще много выдающихся личностей. Эйнштейн, например, или писатели Исаак Ба­бель, Пастернак. А вот у Березовского, которого часто ставят нам в укор, толь­ко папа еврей. Я думаю, занятия То­рой очень тренируют мозги. То, что мы сейчас имеем, это поколение та­лантливых детей – «дивиденды» с дедов и прадедов, сидевших за книжкой в еврейских местечках.

«Палка Всевышнего»

«АиФ»: – Приходится ли членам вашей общины сталкиваться с проявлениями антисемитизма?

ЯИ: – Бытовой антисемитизм всегда был, есть и будет. Мы не ставим себе цели искоренить его. Нужно просто принимать меры, чтобы держать антисемитизм в рамках. Для профилак­тики антисемитизма и ксенофобии наш центр совместно с Московским бюро по правам человека проводит учебные семинары для сотрудников районных администраций и СМИ. Для учителей школ проводим семи­нары по холокосту. Пару лет назад в Кумылженском районе распространяли антисемитские газетёнки. Мальчику-еврею почему-то не выдавали паспорт. Женщину отказыва­лись принимать на работу из-за на­циональности. Такие дела надо пре­секать. Сотрудничаем с мэрией Вол­гограда по программе «Чистый го­род»: отслеживаем свастики и граф­фити антисемитского  содержания. Потом либо наша молодёжь их за­крашивает, либо структуры ЖКХ. Это тоже плюс – заставить шевелить­ся структуры, ответственные за бла­гоустройство. В городе, пережив­шем Сталинградскую битву, фа­шистские лозунги не должны по­являться.

«АиФ»: – А вы как думаете: почему евреев откровенно не любят?

ЯИ:-  Антисемитизм не имеет логического объяснения. Евреев могут не любить за то, что богатые или недостаточно богатые, за то, что «шибко умные» или что «такие идиоты». Один из Любавических ребе говорил: «Антисемитизм – это палка в руках Всевышнего». Когда Наполеон вводил законы равенства, устранения дискриминации, Алтер ребе был против: равенство – это плохо для евреев. Они начина­ют заниматься не своим делом. Когда мы с мужем жили в Москве, к нам в синагогу пришёл из­битый ограбленный еврей из Тель-Авива. При нём осталась лишь карточка жителя Тель-Авива на иврите. В посольстве объяснили: восстанов­ление документов займёт месяцы, а пока обратитесь в синагогу. Он и прижился: бороду отрастил, к вере приобщился. Рассказывал: у него до­ма во дворе синагога, а он туда ни ногой. Ему надо было приехать в Мо­скву, столкнуться с антисемитами, быть избитым и ограбленным, чтобы вспомнить, что он еврей, у него есть корни, и зайти в синагогу.

«АиФ»:  – Получается, антисемиты вам нужны?

ЯИ: – Да. В разумных пределах.

«Ужасы не в наших традициях»

«АиФ»: — С какими надеждами смотрите в будущее?

ЯИ: — В ближайшее время планируем построить микву – бассейн для риту­ального окунания. Продолжим вну-триобщинное строительство: созда­ние семей. Ради этого проводим мо­лодёжные семинары «Еврейский взгляд на мир» по темам: «Знакомство по-еврейски», «Бизнес и Тора» и т. д. Тематика различна, а еврейская традиция – это неиссякающий источник, из которого черпать и черпать… К примеру, кладбище на иврите – это «Дом жи­вых». Душа ведь не умирает. Поэтому у нас даже шестилетние дети не бо­ятся убирать на кладбище. Призраки и прочие ужасы – это не в наших культурных традициях.