Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
14 марта 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

«Школа современной пьесы» превратила «Горе от ума» в провокацию

МОСКВА, 12 мар — РИА Новости, Наталия Курова. Премьера спектакля-провокации «Русское горе» по Грибоедову состоится на сцене театра «Школа современной пьесы» в воскресенье, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.

По замыслу его создателей, а в их числе автор спектакля и режиссер-постановщик Иосиф Райхельгауз, Вадим Жук, композитор Сергей Никитин и художник Алексей Трегубов, это оригинальная музыкальная версия великой комедии Грибоедова «Горе от ума», в которой низкий поклон в адрес русского классика сочетается с юмором, иронией, веселой игрой с текстами, знакомыми еще со школьной скамьи.

В спектакле заняты молодые артисты труппы, играющие все роли комедии, в том числе и возрастные. На сцене постоянно присутствует дюжина поющих и танцующих артистов, пятеро из которых, как «корифеи» древнегреческого хора, играют главных персонажей комедии. При этом в спектакле действует бродвейский «принцип свинга» — каждый из молодых артистов может заменить «корифея» и из участника «кордебалета» превратиться в главного героя.

Как рассказал РИА Новости композитор Сергей Никитин, решение создать такую версию грибоедовской комедии пришло на капустнике, для которого Вадим Жук сочинил куплеты на мотив песни Френкеля «Русское поле». Только вместо «Русского поля» было «Русское горе». Это и стало, как считает Никитин, толчком для режиссера к созданию спектакля.

«Жук сочинял тексты арии, дуэтов, хоров, а я — музыку», — сказал Никитин. — В спектакле есть хор на манер греческого, который наши сегодняшние современные мысли и ассоциации, связанные с 200-летней историей бытования знаменитой пьесы, доносит до зрителя".

По словам Никитина, работа эта была для него очень интересной и в какой-то степени новой, хотя опыт написания музыки для театра по классическому произведению уже был — это спектакль, который давно идет в театре «Школа современной пьесы», «А чой-то ты во фраке», поставленный по рассказу Чехова «Предложение».

Никитин отметил, что он любит работать с театром и любовь к театру у него давняя, еще со студенческой поры, со знаменательного для него 1957 года, когда в студенческом театре МГУ ставил спектакль знаменитый ныне Петр Фоменко. Это был спектакль о Михаиле Светлове, и он привлек Никитина как известного в узких университетских кругах гитариста. «И вот с тех пор, собственно, я и заболел театром»,- сказал Никитин.

«Русское горе» — это спектакль-провокация. В его персонажах современный зритель может узнать и себя и понять, что мир классики вовсе не столь далекий от сегодняшнего дня, как это подчас кажется молодым людям. Персонажи «Русского горя» мало похожи на хрестоматийных героев Грибоедова в трактовке из средней школы. А потому зрители встретятся с ним совершенно заново, и те, кто помнит комедию почти наизусть, слегка удивятся. Для тех же, кто весьма приблизительно представляет, кто это там вопрошал: «А судьи кто?», ждет открытие Грибоедова, который покажется им абсолютно актуальным современным автором.