Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
15 марта 2010, источник: Росбалт - Петербург

День потребителя проходит под девизом «Наши деньги, наши права»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 марта. В мире сегодня отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. «Профессиональный» праздник всех покупателей, клиентов, пациентов, пользователей услуг начал отмечаться с 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей.

Идейным вдохновителем этого дня принято считать президента США Джона Ф. Кеннеди. В его выступлении в Конгрессе США в 1961 году впервые были сформулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, на информацию, на выбор и право быть услышанным. Затем к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

В России этот день получил признание после принятия ФЗ «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года. В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также определяется механизм реализации этих прав.

Как сообщили «Росбалту» в Управлении Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, в нынешнем году День потребителя в Петербурге проходит под девизом «Наши деньги, наши права». Причинами, обусловившими выбор данной темы, послужили низкий уровень финансовой и правовой грамотности граждан, а также необходимость повышения ответственности при ведении бизнеса самими кредитными организациями.

Как сообщается, за период 2006-2009 годы проведены 84 проверки в сфере предоставления гражданам кредитов и иных финансовых услуг. В результате проверок вынесено 34 постановления об административных правонарушениях на общую сумму 313,5 тыс. рублей.

Из всех обращений больше всего нарушений приходится на оказание услуг по потребительскому кредитованию. В сфере предоставления финансовых услуг количество обращений граждан составляет 3% от общего количества поступивших заявлений в сфере защиты прав потребителей, при этом за 4 года поток таких обращений увеличился в 27 раз — с 5 до 134.

В целом в 2009 году в 2 раза по сравнению с прошлым годом возросло количество проверок в сфере защиты прав потребителей, всего было проведено более 5 тысяч проверок.

Как сообщают в пресс-службе Управления, в 2009 году в сфере защиты прав потребителей выявлено 3610 нарушений. Характерно, что в структуре выявленных нарушений доля нарушений в сфере торговли по итогам прошлого года уменьшилась, а в сфере жилищно-коммунального хозяйства, туристских и финансовых услуг — увеличилась почти вдвое.

В результате проведенных проверок в 2009 году Управлением вынесено 16467 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа, в том числе в сфере защиты прав потребителей — 5906. Сумма наложенных штрафов составила 17107,8 тыс. рублей.

В 2009 году отмечен рост обращений граждан на 81%, общее количество заявлений составило 7938, в том числе в сфере защиты прав потребителей — 4005 или 50%.

Структура обращений граждан в сфере защиты прав потребителей показывает, что более половины приходится на нарушения в сфере потребительского рынка, и чуть меньше — на нарушения в сфере оказания услуг.

В сфере потребительского рынка больше всего жалоб приходится на непродовольственные товары, в том числе на сложно-технические товары. Также много жалоб на продажу обуви, мебели и автомобилей.

Всего в 2009 году в Роспотребнадзор поступило 314 тыс. обращений граждан, из них по вопросам защиты прав потребителей — 190 тыс. или 61% от всех зарегистрированных.

В структуре обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей 60% (113 тыс.) связаны с торговлей, 22% (42,6 тыс.) со сферой услуг, 18% (34 тыс.) — иные вопросы потребителей.