Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
19 марта 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Александр Дейнека: от мозаик до пейзажей

В Третьяковской галерее — юбилейная выставка художника Александра Дейнеки. Живая пирамида из физкультурников на фоне легендарной башни Татлина, что стала символом времени перемен, надежд, поисков и разочарований. Тридцатые, сороковые, пятидесятые годы. Советский Союз.

«Поразительно, что это в то самое время столько энергии, мощного здоровья, красоты у него в работах», — говорит кинорежиссер Вадим Абдрашитов о картинах Александра Дейнеки, автопортретом которого открывается экспозиция.

«Для меня это очень интересная работа», — отмечает профессор из Чикаго Кристина Киаер. Самый известный американский исследователь Александра Дейнеки говорит, что в это время художник уже не столь прекрасен и даже полноват. Но для него, обвиненного в формализме, автопортрет — словно вызов: «Ну давайте, я готов принять бой!»

«Когда не было возможности делать то, что хотелось, ушел в монументальное искусство», — рассказывает о художнике директор Третьяковки Ирина Лебедева.

На юбилейной выставке — весь живописный Дейнека: от мозаик, что украшают плафоны московского метро, от хрестоматийных военных полотен, знакомых каждому советскому школьнику по учебнику истории, до не очень известных зарисовок родного Курска. Пейзажи Италии, Америки, где художник бывал в командировках.

— Эта великолепная картина хранилась у Дейнеки дома. Он считал, что вещи должны быть каждая на своих местах.

В этой работе, говорит куратор, размытая модель создает атмосферу лета, молодости, радости существования. Как аргумент в пользу именно такого восприятия — приз зрительских симпатий американских современников Дейнеки, отметивших картину во время выставки в Питсбурге. В этой экспозиции — свыше 140 работ из нескольких музеев, включая галерею Курска, города, где художник родился. В семье рабочего. Где начал рисовать лет с пяти. Часто засыпая от усталости над своими рисунками.

Несколько картин отреставрировали к этой глобальной ретроспективе. «Никита — первый русский летун» — один из самых любимых мотивов художника: преодоление обстоятельств, преодоление себя.

Картину перекосило от времени и неправильного хранения, но реставраторы смогли вернуть ей первоначальный вид.

Интерес директоров ведущих музеев мира к этой выставке проявился еще на стадии подготовки. Поэтому, скорее всего, через два месяца с небольшим, когда выставка закроется, работы Александра Дейнеки отправятся на гастроли. По Франции, Англии, Соединенным Штатам.