Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
19 марта 2010, источник: Вести.Ru

Выставка африканского искусства в Санкт-Петербурге

Куклы-коконы племени бемба. Богатейшее собрание африканского искусства из коллекции Райхарда Климта выставлено в Санкт-Петербурге.

Экспонаты этой выставки интересны хотя бы потому, что создавались они людьми, не знакомыми со значением словосочетания «произведение искусства», в массе не считавшими себя художниками и не расчитывавшими на критическую или всторженную реакцию зрителей. Аукционный вес эти скульптуры приобретали в Европе, в Африке для творцов было важно, насколько успешно резные фигуры могут помочь в деле рождения ребенка, сбора урожая или установки контакта с предками.

Владелец коллекции Райхард Климт — в прошлом министр транспорта в правительстве Герхарда Шредера — заболел Африкой еще в юношеском возрасте. Первую фигурку он приобрел на выставке в Брюсселе, когда ему было пятнадцать. Сегодня одно из лучших европейских собраний африканского искусства насчитывает тысячи разноплановых произведений: маски, скульптуры, головные уборы и, пожалуй, самые шокирующие обьекты: куклы-коконы племени бемба, в которых хранились останки усопших родственников.

«В них есть своя эстетика, у господина Климта они хранятся дома, но не в жилых комнатах, конечно, а в холле под лестницей», — рассказывает куратор выставки Юрген Каумкеттер.

Особое пристрастие коллекционера Климта — двери африканских жилищ. Функциональное в этих обьектах уступает мистическому. Дверь разделяет два мира: внутренний принадлежит женщине, внешняя сторона говорит о хозяине и истории племени. Дверной порог переступают в ходе ритуалов, связанных с рождением, женитьбой и смертью.

«Африканское искусство не имеет индивидуальной природы, это не “Чёрный квадрат” Малевича. Произведения здесь — это скорее результат каких-то коллективных переживаний», — поясняет Юрген Каумкеттер.

При всей цивилизационной разнице искусствовед Надежда Ефремова готова обнаружить в африканской скульптуре что-то родственное европейской монументальной пластике. То, что каждый предмет таит множество мистических смыслов, кураторов не пугает.

Старый свет и Америка открыли художественную Африку около ста лет назад. Начало этому процессу было положено на выставках в Париже и Берлине. Необычные пластические формы стали источником вдохновения для первого поколения авангардистов.

Племя африканских скульптур привнесло в интерьер петербургского музея совершенно особую энергетику. По словам коллекционера Климта, длительное наблюдение за этими фигурами может вызвать тревожное и одновременно утешительное ощущение — что Земля могла бы существовать и без нас.