Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Строй, владей, эксплуатируй: Россия строит в Турции АЭС В Турции началось строительство первой в стране атомной электростанции. Это совместный проект Москвы и Анкары
23 марта 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Акира Куросава учил своим искусством, не наставляя — Соломин

МОСКВА, 23 мар — РИА Новости, Наталия Курова. Знаменитый японский режиссер Акира Куросава, со дня рождения которого во вторник исполняется 100 лет, был щедро одарен как профессиональным, так и человеческим талантами, считает народный артист СССР Юрий Соломин, снявшийся у мастера в оскароносном фильме «Дерсу Узала».

Создатель знаменитых шедевров «Семь самураев», «Кровавый трон», «Красная борода», «Пьяный ангел», принесших ему всемирную славу, Куросава говорил: «Я знаю себя достаточно хорошо, чтобы понимать простую истину: случись мне разлюбить кино — я пропал. Кино — это моя жизнь».

Куросава родился в семье потомственных самураев, но не стал продолжателем этой военной традиции. В кино он пришел в 1936-м, а первый свой самостоятельный фильм «Легенда о дзюдо» снял в 1943-м. Более 30 картин создал за свою жизнь этот уникальный художник. Среди них как удачи сам он отмечал всего несколько: «Семь самураев», «Жить», «Трон в крови», «На дне», «Идиот», который он снял по роману Достоевского — одного из самых любимых, по его собственному признанию, писателей. Вклад Куросавы в мировой кинематограф бесценен, его творчество послужило своеобразным связующим звеном между традиционным и новым кинематографом, между Западом и Востоком.

Куросава снимал фильмы и по произведениям русских авторов. Среди них — картина «Дерсу Узала» Арсеньева, вышедшая в 1975 году и удостоенная гран-при Московского кинофестиваля и престижной награды «Оскар». Эту картину Куросава снимал в России, в Уссурийском крае, по которому путешествовал писатель и исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев. Его роль исполнил Юрий Соломин, о котором Куросава говорил, что это «великолепный актер, который все понимает с полуслова».

«Куросава стоит в ряду самых великих кинематографистов планеты, таких как Феллини, Антониони, Калатозов, — сказал РИА Новости Соломин. — Только он был щедро одарен природой и талантом режиссерским, и талантом человеческим. Куросава обладал необыкновенным свойством — не наставляя, учить своим искусством и своими фильмами».

Он отметил, что некоторые говорят, что Куросава был жесток. «Но я более доброжелательного, чем он, режиссера в своей жизни не встречал. Работать с ним было одно удовольствие», — поделился артист.

Соломин пояснил, что у Куросавы всегда был свой определенный замысел, «но он никогда не навязывал свое мнение, предоставляя полную свободу актерам, выслушивая их точку зрения, иногда провоцировал на спор, для того чтобы каждый мог проявить свою индивидуальность, присущую ему как артисту и как личности».

«Репетировал Куросава очень подробно, объясняя свой замысел во всех деталях. При подготовке к съемкам фильма “Дерсу Узала” мы целый вечер провели за столом, размышляя над будущим картины и его героями. Это такой застойный период, как в театре. Мы с режиссером понимали друг друга без слов — по движению руки, выражению глаз. Языковый барьер нам не мешал. Правда, я старался выучить хотя бы несколько слов по-японски и составил даже такой словарь для себя из 30 слов», — рассказал Соломин.

При этом он подчеркнул, что работа с Куросавой стала для него не только уроком на всю жизнь, но именно «с легкой руки» этого знаменитого японца он пришел в режиссуру.

«Я никогда не думал и не предполагал, что буду заниматься этим ремеслом. И когда мне впервые предложили поставить спектакль, я сразу отказался, сказав, что вряд ли смогу быть полезен. Но мне возразили, сообщив, что Куросава в одном из своих интервью сказал, что Соломин может быть режиссером. И с этого момента я стал думать о режиссуре. Теперь, когда я начинаю новую работу в качестве режиссера, я всегда вспоминаю мастера», — пояснил он.

По словам Соломина, он был приглашен Куросавой сниматься и в главной роли в еще одном фильме, который он предполагал снимать в России. Это — «Пляска красной смерти» по Эдгару По. «Но что-то, вероятно, не сложилось, о чем-то не смогли договориться Куросава и “Мосфильм”, и этому плану не суждено было осуществиться, о чем я сожалею до сих пор», — сказал Соломин.

«Все эти годы после фильма “Дерсу Узала” и до самой кончины Куросавы мы общались с мастером. И когда я приезжал в Японию, а он — в Россию, и в переписке. К празднику Нового года каждый раз я получал его авторскую открытку. Ведь Куросава был одареннейшим художником, и к Новому году он выпускал свою открытку, которая пользовалась огромной популярностью и спросом в Японии. И я получал такое поздравление от мастера. Последний раз мы виделись с ним года за два до его смерти в Киото, где он снимал свой последний фильм», — вспоминает он.

По словам Соломина, к 100-летию великого японского кинорежиссера в России подготовили издание, где о Куросаве говорят известные деятели российского искусства, которым довелось общаться, работать с этим уникальным мастером.