Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 марта 2010, источник: Вести.Ru, (новости источника)

Франция глазами русских художников-эмигрантов

В начале XX века русские художники-эмигранты из окон своих мастерских, летних кафешек, с городских смотровых площадок рассматривали Париж и зарисовывали городские пейзажи. Для профессора Рене Герра эти рисунки не просто выставка картин — выставка воспоминаний. Ведь многих из авторов он знал лично.

Например, в пейзаже петербуржского художника Юрия Анненкова уже угадывается влияние иной культуры. «Это очень французистое уже!», —считает Рене Герра. Но многие французы считают, что влияние на русских художников ничтожно мало. Ведь повлиять на русскую школу непросто. Есть и мнение, что, наоборот, русские художники влияли на французских.

Известно, что культура лучше сохраняется в диаспоре. Возможно, именно русским эмигрантам удалось в большей степени сберечь национальные традиции, в то время как их современники в России пытались сотворить что-то новое, революционное.

Историк культуры русского зарубежья Рене Гера уверен: «Они, эти художники, продолжали служить России. И одновременно сумели вписаться во французскую культуру. Многие из них стали знаменитыми французскими художниками русского происхождения».

Так, Марк Шагал до конца своих дней называл себя русским художником, подчеркивал общность с российской традицией, с живописью одного из его любимых художников — Михаила Врубеля. А в картинах Дмитрия Стелецкого угадывается русская икона. Всю жизнь он был верен именно этому стилю, расписывал стены храмов в Париже.

Выставка работ русских мастеров, чью принадлежность к мировой столице художественной жизни начала прошлого века художник и писатель Илья Зданевич определил как «парижачьи», открылась в галерее «Наши художники». Организаторы слышат в этом названии бродячую неприкаянность, театральность и ненатуральность существования изгнанников. Но сами французы находят, что русский взгляд на Париж начала XX века вполне совпадает с их собственным. Посол Франции в России Жан де Глиниасти отмечает: «Бушри — это типичная французская Бушри, где мясо продают. Это тоже так. Может, теперь Париж изменился, а это — настоящий Париж того времени!»

В экспозиции — Константин Коровин, Борис Григорьев, Зинаида Серебрякова, Александр Бенуа, Павел Челищев. Все картины — из личных коллекций. В частных собраниях, разбросанных по миру, хранятся подчас подлинные шедевры русского эмигрантского искусства.