Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 марта 2010, источник: РИА Новости

Следы «Мамонта»

До российских киноэкранов наконец-то добрался «Мамонт» (Mammoth) — последний фильм шведского режиссера Лукаса Мудиссона (Lukas Moodysson). В 1998 году его первый полнометражный фильм «Покажи мне любовь», о любви двух школьниц в заштатном шведском городке, произвел настоящий фурор.

Мировая премьера «Мамонта» состоялась еще в 2009 году, тогда же «Мамонт» попал в число номинантов «Берлинале». Мудиссон — самый обласканный критиками молодой режиссер. Говорят, что он снимает кино «простое по форме, но сложное по содержанию». И это правда, в его «Мамонте» затронуто столько глобальных проблем, что кажется на десять мамонтов хватит.

Обычная американская семья. Отец семейства – молодой бизнесмен Лео (Гаэль Гарсия Берналь) уезжает в командировку в Таиланд. Дома он оставляет жену Эллен (Мишель Уильямс), дочку Джеки и ее няню — филиппинку Глорию (Марифэ Несесито). Пока Лео развлекается в Таиланде, Эллен переживает, что ее дочь все больше отдаляется от нее, и она толком не знает своего ребенка. Эллен – врач, и график ее работы абсолютно не совпадает с графиком жизни дочери.  Они видятся буквально несколько минут в день, встречаясь в дверях, когда Эллен приходит с работы, а Джеки уходит в школу. Но, как поется в русской песенке про мамонтенка, «так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети» — Джеки не бывает одиноко, ведь у нее есть няня Глория, с которой они учат тагальский и ходят в планетарий. Няня девочке гораздо ближе, чем родная мать, и это пугает Эллен и заставляет ревновать. У самой Глории двое сыновей, оставшихся с бабушкой на родине. Редкие разговоры с ними по телефону — это все что она может себе позволить. В конечном счете, гордиев узел буквально разрубает несчастье.

Проблему таких матерей, как Глория, которые зарабатывают на будущее своих детей заботясь о чужих, уже поднимали не раз. Например, Вальтер Саллес и Даниэла Томас в короткометражке «Вдалеке от 16-го округа», которая вошла в киноальманах «Париж, я люблю тебя». Сюжет довольно тривиальный, такое происходит сплошь и рядом: в Америке, России и Европе. Но в этом его прелесть, загляни поглубже, и увидишь самого себя.

Мудиссон мастерски использует эпизоды, для того чтобы показать парадоксальность современного мира. Например, Глория покупает в подарок одному из своих сыновей баскетбольный мяч, на котором написано «Сделано на Филлипинах». Костями мамонта, давшего в название фильму, инкрустирована ручка, которую получает в подарок Лео. «Одна такая ручка стоит три тысячи долларов», — говорит ему коллега. Но, как известно, цена и ценность — вещи разные. Лео оставляет ручку таиландской проститутке Куки в надежде, что это поможет ей завязать с прошлым. Но Куки живет в другом мире, и в этом мире за «ручку с мамонтом» больше 25 баксов не дают.

О чем этот фильм, одним словом сказать сложно, обо всем сразу. О безрадостных реалиях современного мира, о том, что на самом деле важно и не важно. И об одиночестве в нашем «чересчур глобализированном мире», в котором  жуткая трагедия в жизни одного человека, становится лишь источником досадных, но решаемых проблем для других.

Настоящих киноманов порадует, что «Мамонт» не дублирован на русский и идет с субтитрами. В российский прокат фильм выходит 25 марта.

Наталья Попова