Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 марта 2010, источник: РИА Новости, (новости источника)

Новый корабль РКК «Энергия» внешне будет похож на «Союз» и «Аполлон»

МОСКВА, 25 мар — РИА Новости. Разрабатываемый в РКК «Энергия» новый космический корабль будет бескрылым, и внешне похожим на российский «Союз» и американский «Аполлон» одновременно, сообщил глава РКК «Энергия» Виталий Лопота.

«Надежность и безопасность прежде всего. Корабль будет похож, ну, не совсем летающую тарелку, это будет некий конус. Он будет напоминать наш “Союз” и будет напоминать по форме американский “Аполлон”, которым пользовались на заре космонавтики», — отметил Лопота в интервью, опубликованном на сайте радиостанции «Голос России».

Он пояснил, что новый космический корабль будет бескрылым.

«Космический корабль будет такой, каким позволяет ему быть окружающая среда. Очень хотелось бы иметь космический корабль с крыльями. Но когда мы влетаем в атмосферу с первой космической скоростью, а это 7,8 километра в секунду, что примерно в десять раз выше скорости пули, то корпус корабля разогревается до температуры 2,5 тысячи градусов. Ни одно устройство или существо, летающее в атмосфере, не проходит таких условий. Поэтому мы вынуждены думать о том, как пройти это состояние, чтобы при этом иметь максимальное аэродинамическое качество, и отказаться от крыльев», — отметил Лопота.

Глава РКК «Энергия» напомнил, что специалисты корпорации успешно справляются с поставленной задачей, несмотря на ее сложность. «Да, это тяжелая задача, но мы с ней, похоже, справляемся уже в рамках эскизного проекта, который сейчас идет в нашей организации. Найдены те решения, которые позволят это сделать», — отметил Виталий Лопота.

Как рассказал ранее главный конструктор нового корабля, заместитель гендиректора РКК «Энергия» Николай Брюханов, эскизный проект перспективной пилотируемой транспортной системы (ППТС) нового поколения, которая придет на смену легендарным космическим кораблям «Союз» после 2015 года, будет готов в середине 2010 года.

По его словам, срок сдачи эскизного проекта системы — середина 2010 года. Испытания ППТС в беспилотном варианте начнутся в 2015 году, в пилотируемом — в 2018 году. С этого момента корабль должен стать ключевым элементом российской пилотируемой космонавтики.

Запуск кораблей будет осуществляться уже с нового российского космодрома Восточный в Амурской области.

Главный конструктор уточнил, что в отличие от применяемых сейчас пилотируемых кораблей «Союз», ППТС не будет использовать парашюты для мягкой посадки на Землю.

Он отметил, что в целях повышения точности посадки на Землю решено отказаться от парашютной системы, подверженной влиянию ветра, и перейти к полностью реактивной системе. Твердотопливные ракетные двигатели будут «гасить» скорость снижения, начиная с высоты около одного километра. Посадка будет проводиться на амортизированные опоры, за счет чего исключается типичное для «Союза» падение на бок после касания грунта.

Брюханов уже рассказывал о деталях нового проекта в интервью, размещенном на сайте РКК «Энергия». Согласно приведенным там данным, осуществление мягкой вертикальной реактивной посадки в запланированном районе ограниченных размеров позволит использовать корабль до десяти раз и, кроме того, даст возможность применить этот опыт при создании лунных и марсианских посадочных аппаратов.

Для ППТС принято модульное построение базового корабля в виде функционально законченных элементов: возвращаемого аппарата и двигательного отсека. В возвращаемом аппарате разместится экипаж численностью до шести человек, при этом одновременно могут транспортироваться на орбиту и возвращаться на Землю грузы массой до полутонны.

В двигательной установке возвращаемого аппарата будут использоваться экологически безопасные компоненты топлива — газообразный кислород и этиловый спирт. Оснащение двигательного отсека автономными средствами управления позволит обеспечить его контролируемое затопление в согласованном районе Мирового океана и таким образом предотвратить возможное падение фрагментов конструкции в населенных районах.

Максимальный диаметр возвращаемого аппарата, по словам Брюханова, равен 4,4 метра, что вдвое превосходит диаметр корабля «Союз». Источником навигационной информации станет новая аппаратура управления движением, сочетающая приемники системы ГЛОНАСС с высокоточными гироскопическими и оптическими датчиками. Установка оборудования для связи через спутники-ретрансляторы позволит проводить сеансы связи в любой момент времени, а не только при пролете над наземными пунктами.

Как указал главный конструктор корабля, название которого пока официально не озвучено, новые конструкционные материалы на базе алюминиевых сплавов с улучшенными прочностными характеристиками и применение углепластика позволят снизить на 20-30 % массу конструкции возвращаемого аппарата корабля и продлить срок его эксплуатации. В дальнейшем отработанные на кораблях ППТС новые материалы могут быть использованы при создании автоматических космических аппаратов и межпланетных кораблей будущего.