Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
26 марта 2010, источник: АиФ Омск

В России в третий раз отметили день работника культуры

В Омске существует ряд программ, направленных на развитие культуры, а на региональном уровне принята целевая программа «Омская культура 2009-2011».

В праздники говорить о проблемах не очень хочется, однако избежать этой темы нельзя хотя бы потому, что культура по-прежнему остается в нашей стране одной из самых уязвимых областей. Идет ли речь о ее материальной базе, о техническом состоянии памятников, об износе объектов культуры, о нехватке кадров в этой сфере или даже о защищенности государством от притязаний бизнеса, негативных факторов времени и законов конъюнктуры.

Министр культуры России Александр Авдеев не раз подчеркивал, что культура должна быть в центре внимания руководства, тех, кто распределяет финансы. Она должна стать постоянным приоритетным направлением государственной деятельности. И проблемы, возникающие в этой сфере, должны найти адекватные изменения в политике власти.

Но тем не менее в любом бюджете — федеральном, региональном или муниципальном — строка «культура» неизменно остается одной из последних в списке казенных расходов. Имеющихся дотаций не достаточно, чтобы решить все проблемы. Может ли культура быть доходной? И можно ли вообще решить все проблемы культуры, хотя бы теоретически предоставив неограниченный финансовый источник? Мы решили обратиться с этими вопросами к тем, кто прекрасно знает ситуацию, возможности и перспективы.

Сергей Баранов, художник, искусствовед, сотрудник музея ИЗО им. М. А. Врубеля:

— Деньги — это всего лишь средство. Целью культуры не могут быть деньги, но целью денег должна быть культура. Мысль о том, что культура должна зарабатывать, — это полный абсурд. У культуры другие цели. Конечно, можно сделать проект, который окажется коммерчески успешным. Но это — не правило, и зарабатывание денег ведет культуру к гибели. Чтобы заработать, надо привлечь массы, а чтобы привлечь массы, придется идти на поводу у расхожего общего вкуса, который еще нужно воспитать.

К тому же не надо забывать, что главный эффект от сегодняшних инвестиций в культуру — в будущем.

Александра Юркова, директор «Пятого театра»:

— Целенаправленные средства на развитие творческого потенциала, на постановку спектаклей, на проведение фестивалей, на гастроли, которые дают возможность развивать имидж региона, конечно, необходимы. Но может быть и так, что на эти деньги учреждение будет заниматься не творчеством, а его имитацией, и выпускать продукт, ничего не дающий ни зрителям, ни актерам. Правильное расходование денег зависит от репертуарной политики, от внутренней организации театра. Деньги лишними в культуре никогда не бывают. Весь вопрос в том, как спланированы эти расходы, каков результат и насколько востребован в итоге продукт.

Владимир Витько, художественный руководитель театра «Галерка»:

— Как только культура начинает зарабатывать сама, она, как правило, скатывается в культурный ширпотреб, примитивизм. Исключения редки. И немедленно происходит расслоение общества на элиту и «остальных». Первые интересуются симфонической музыкой, балетом, театром. Эти виды искусства становятся дорогими и ограничивают круг зрителей до людей, способных себе это позволить. Все остальное — шоу, которое оставляет желать лучшего со всех точек зрения — моральной, интеллектуальной, художественной. Без сомнения, деньги, которые вкладываются в культуру, искусство, а, следовательно, в воспитание человеческого ума и сердца, вернутся сторицей тысячекратно. Кто не понимает этого, тот не понимает ничего.

Сергей Фамильцев, директор кино-досугового объединения:

— Большие деньги дают возможность создавать большие, серьезные произведения. Вот, например, фильм «Аватар»: неплохое кино, интересное, в чем-то новое. Но каких вложений оно потребовало! Сумасшедших! Пусть не всегда вложения оправданы кассой. Но это один из законов существования культуры. Конечно, деньги не решат всех проблем. Потому что кроме материального есть еще и нравственный аспект — поиск каждой творческой личности себя в мире и мира в себе. Я убежден, что человек, который создает, должен быть по крайней мере обеспечен. Страшно, если у художника нет денег на краски, если у хорошего поэта, писателя, не денег на то, чтобы издаваться. Как мир узнает эти имена? Развитие творчества должно быть заботой государства, которое может предоставить возможность человеку с потенциалом подняться на старте.